Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Музеи как институт формирования исторической памяти: на примере прибалтийских республик

Аннотация: историческая память как сложившаяся система образов способна объединять людей в общество. Именно поэтому в современной России и в странах бывших в составе СССР историческая память стала играть значительную роль. Именно музеи сегодня становятся теми инструментами, с помощью которых формируется историческая память. Музеи могут конструировать нужную картину прошлого. Так как многие музеи являются государственными, кроме того, они проводят активную образовательную деятельность, они могут стать инструментом в манипулировании общественным сознанием. Музеи оккупации в Прибалтийских республиках являются хорошими примерами того, как события прошлого становятся фундаментом для построения новой идентичности нации.

Ключевые слова: историческая память, Латвия, Литва, Эстония, СССР, оккупация, национал-социализм, геноцид.

Abstract: historical memory as an established system of images is capable of uniting people into society. That is why in modern Russia and in the countries that were part of the USSR, historical memory began to play a significant role. It is museums that today become the tools with which historical memory is formed. Museums can construct the necessary picture of the past. Since many museums are public, in addition, they conduct active educational activities, they can become an instrument in manipulating the public consciousness. Museums of occupation in the Baltic republics are good examples of how events of the past become the foundation for building a new identity of the nation.

Keywords: historical memory, Latvia, Lithuania, Estonia, the USSR, occupation, National Socialism, genocide.

Изучению, осмыслению феномена исторической памяти на рубеже XX-XXI вв. уделяется большое внимание как стороны исследователей [1; 5; 9], так и со стороны политиков [11; 14], обычных граждан. Обращение к исторической памяти в современной России и в странах бывших в составе СССР обусловлено тем, что современные общества пытаются найти новые ориентиры, обрести свою идентичность, определиться с отношением к прошлому.

Историческая память имеет множество определений: «сохранение образов прошлого» [2], символическое представление о традиции и о прошлом [12]. Однако историческая память может иметь мало общего с реальными фактами прошлого, так как она конструируется, интерпретируется людьми в соответствии с теми требованиями, которые к ним предъявляет современность.

Таким образом, историческая память — это сложившаяся система образов, символов, которая объединяет людей в общество. Не следует употреблять понятия история и историческая память как синонимы, так как они противоположны друг другу. Тогда как история — это собрания фактов, историческая память может включать в себя все что угодно — от спонтанных ощущений до формальных церемоний. Одной из главных функций исторической памяти является — конструирование идентичности. Именно поэтому историческая память стала играть значительную роль в 1990-х гг. на постсоветском пространстве [4].

В отличии от истории как научной дисциплины, которая всегда была чем -то элитарным, находившимся в руках властей, ученых, память более демократична. Она стала своеобразным инструментом протеста, отмщения «униженных и оскорбленных», которые большую часть времени не имели права на свою историю. Как пишет П. Нора «если память и не гарантировала истины, она гарантировала верность» [2], верность своему народу, верность своему государству.

Свежая информация компьютерный мастер метро молодежная тут.

Для формирования исторической памяти важны три обстоятельства: забвение некоторых событий прошлого; различные способы истолкования одних и тех же фактов и событий; открытие в прошлом тех явлений, интерес к которым вызван актуальными проблемами текущей жизни. Все эти составляющие присущи современным Прибалтийским республикам (Латвии, Литве, Эстонии). Формирование образов прошлого можно считать базовым механизмом формирования исторической памяти. Именно музеи сегодня становятся теми инструментами, с помощью которых формируется историческая память. Музейные работники отбирают музейные предметы, связанные с тем или иным событием в прошлом, составляют музейную экспозицию, пишут пояснительный материал в форме таблиц, графиков. Таким образом музеи могут конструировать нужную картину прошлого. Так как многие музеи являются государственными, кроме того, они проводят активную образовательную деятельность, они могут стать инструментом в манипулировании общественным сознанием.

События, связанные с пребыванием Балтийских республик в составе СССР, стали использоваться современной государственной властью трех Прибалтийских республик для формирования нового общественного сознания. Это подтверждается и созданием новых музеев, посвященных этому периоду истории. Само название этих музеев «Музеи оккупации» (геноцида) несет негативную оценку всего советского периода, название уже навязывает посетителям отношение к событиям прошлого.

Музей оккупации Латвии в Риге — частный музей, управляемый общественной благотворительной организацией Ассоциацией музеев оккупации Латвии. В 2006 г. парламентом был одобрен законопроект о Музее оккупации, предусматривающий финансовую государственную поддержку музею [3]. В 2010-12 гг. только 10% бюджета музея было получено от государства, остальное — пожертвования от посетителей и неравнодушных[8]. Большая часть пожертвований приходит от иностранных латвийских обществ и частных лиц в США, Канаде, Великобритании. Визит в музей — часть дипломатического протокола, музей посещается многими иностранными лидерами, дипломатами.

Экспозиция посвящена периоду истории Латвии с 1940 г. по 1991 г. и разбита на три раздела «первый год советской оккупации 1940-41 гг.», «оккупация нацистской Германией 1941-44 гг.», «вторая советская оккупация». Миссия музея — помнить, почитать, напоминать. Помнить, что случилось в Латвии, с людьми, страной во время советской и немецкой оккупации. Почтить памятью тех, кто несправедливо был осужден и убит, кто был убит на чужих войнах, кто страдал и умирал в лагерях. Напомнить властям государств о преступлениях против латвийского государства, страны и народа [8]. Музей предлагает широкие образовательные возможности для школьников и позиционирует себя как «важный центр поддержки латвийских учителей и учеников», услуги, предоставляемые отделом обучения музея бесплатны [10].

Здание, в котором находится музей, также важная часть экспозиции. В советское время здесь находился музей Латышских красных стрелков, филиала Латвийского музея революции, прекративший свое существование в 1990 г. Право занимать это здание музей отстаивал с 1993 г., с момента своего появления, и оно было закреплено вышеупомянутым законом 2006 г. Темное здание в стиле конструктивизм было построено в 70 — е гг. XX в. Сейчас планируется его реконструкция. К темной половине здания будет пристроено белое здание, что должно, по мнению архитектора Гунарса Биркертса, символизировать переход от «темного прошлого к ясному настоящему и блестящему будущему» [13].

Музей геноцида в Вильнюсе (Литва) учрежден указом министра культуры Литовской Республики и президента Союза политических заключенных и ссыльных Литвы от 14 октября 1992 г. [7]. Музей основан в том же здании, в котором со второй половины 1940 г. до августа 1991 г. действовали советские службы безопасности. Здание музея также можно считать полноценной частью музейной экспозиции. По мнению учредителей музея, «для жителей Литвы это здание является символом 50-тилетней советской оккупации, поэтому чрезвычайно важно, что именно здесь основан музей, который нынешнему поколению напомнит, а будущим — расскажет о тяжелых и трагичных для Литвы и ее жителей 1940–1991 гг.» [7] Стоить отметить, что в здании также находилось Гестапо в период национал-социалистической власти в стране. Однако организацией выставки, посвящённой национал-социализму, музейные работники занялись лишь в 2011 г., когда была завершена работа над советской частью.

Большая часть экспозиции размещена в тюремных камерах, а также в зале, где приводились в исполнение смертные приговоры. Это несомненно оказывает сильное психологическое воздействие на посетителей музея.

Музей оккупаций в Таллине (Эстония) также является частным, открыт в 2003 г. фондом Кистлер-Ритсо, занимающимся исследованиями в области «советской оккупации Эстонии». Это единственный музей из трех, где информация в музее представлена на трех языках (национальном, английском и русском).

Музей открыто говорит о совей миссии как об инструменте создания и сохранения исторической памяти: «музей отображает всю расщепленную шизофреническую жизнь эстонского общества на протяжении полувека…Беречь и экспонировать факты истории периода оккупации Эстонии необходимо по научным, национально-политическим, национально-психологическим и государственным причинам. Утрата памяти и провалы в памяти несут народу опасность. Сохранение исторической памяти необходимо для утверждения национального и государственного идентитета» [6].

Каждый музей по-своему подошел к организации экспозиции. Литовский музей более эмоционален, ориентирован на психологическое давление, демонстрируя оружие и смирительные рубашки. Латвийский музей оперирует статистическим материалам, здесь множество таблиц и графиков, листовок и плакатов. Эстонский — самый молодой из музеев, пытается найти свою нишу, создавая антураж советской эпохи. Однако все три музея продвигают одни и те же идеи: весь советский период истории связан исключительно с репрессиями, депортацией и геноцидом населения. Создатели музеев подчеркивают, что это музеи именно двух оккупаций: советской и нацистской. Идет приравнивание национал-социалистического и советского режимов. Причем нацистский режим в музеях рассматривается как наименьшее зло, а в некоторых (Латвии и Эстонии) национал-социализм представлен как существовавшая возможность для республик завоевать независимость и защититься от СССР.

При этом в музеях замалчивается участие местного населения в геноциде евреев.

Музеи ориентированы в основном на молодежь Балтийских республик, об этом говорят различные образовательные программы, реализуемые сотрудниками, и на иностранных граждан, в трех музеях представлена информация на английском языке. Тем самым у нового поколение граждан будет складываться одностороннее мнение об этом периоде истории.

Формирование новой исторической памяти одобрено государствами республик. Литовский музей является государственным музеем. Музеи в Эстонии и Латвии являются частными, однако музей Латвии финансово поддерживается государством и участвует в государственных образовательных проектах. Музей Эстонии также сотрудничает с государственными организациями, например, эстонской государственной комиссией по расследованию репрессивной политики оккупационных сил. И как бы музее не отрицали тот факт, что в них нет антироссийской пропаганды, образ РФ как правопреемницы СССР, создается здесь как возможного агрессора.

 

Список использованных источников и литературы:

  1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 1993. 224 с.
  2. Нора П. Всемирное торжество памяти [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/nora22.html.
  3. Парламент Латвии отстоял право Музея оккупации на дотации государства [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/717042.html
  4. Портнягина М.Д. Страны Балтии во внешней политике ФРГ и РФ в 1990-е годы — начале XXI в. СПб., 2014. 166 с.
  5. Рюзен Й. Утрачивая последовательность истории. М.,2001. 392 с.
  6. Таллин. Музей оккупации [Электронный ресурс]. URL: https://fishki.net/29518-tallin-muzej-okkupacii-60-fototekst.html
  7. Центр исследования Геноцида и Резистенции и жителей Литвы. История [Электронный ресурс]. URL: http://genocid.lt/muziejus/ru/690/c/
  8. About us [Электронный ресурс]. URL: http://okupacijasmuzejs.lv/en/about-us/
  9. Burke P. Sociology and History. London 1980. 128 p.
  10. Education [Электронный ресурс]. URL: http://okupacijasmuzejs.lv/en/education/
  11. Mayr W. Lettland. Die Fliegen im Bernstein // Der Spiegel. 17/2005 [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-40171744.html
  12. Nerone J. Professional History and Social memory. Communication.1989. Vol. 11. PP. 89-104 [Электронный ресурс]. URL: https://s3.amazonaws.com/academia.edu.documents/39950225/professional_history_and_social_memory.pdf?AWSAccessKeyId=AKIAIWOWYYGZ2Y53UL3A&Expires=1526329199&Signature=7HIG4Va1Z8%2BTEvtQtNSQuOSu8lw%3D&response-content-disposition=inline%3B%20filename%3Dprofessional_history_and_social_memory.pdf
  13. Our future [Электронный ресурс]. URL: http://okupacijasmuzejs.lv/en/our-future/
  14. Volkery C. Putin zelebriert den Triumpmph // Der Spiegel [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel.de/politik/ausland/60-jahre-kriegsende-putin-zelebriert-den-triumph-a-355207.html.

Человеческое измерение международных отношений