Международная деятельность ФРГ в области развития культурного сотрудничества на примере работы организаций-посредников и политических фондов в 1990е-2000 годы
Культурная составляющая уже на протяжении многих веков играет далеко не последнюю роль в международных отношениях. Развитие культурных связей между государствами способствует формированию прочного фундамента для сотрудничества и реализации долгосрочных интересов. В последнее время в мире растет осознание того, что использование культурного потенциала страны во внешней политике может приносить весьма позитивные результаты. Речь идет о так называемом феномене «мягкой силы», использования культурной привлекательности стран для реализации внешнеполитических задач. Тем не менее, феномен SoftPower стал лишь сравнительно недавно привлекать внимание исследователей, в т.ч. отечественных.
На сегодняшний день, в основном, европейские страны являются наиболее активными в сфере международного культурного сотрудничества: большое количество культурных институтов Франции, Великобритании, Испании и Германии действует за рубежом, в последние годы все более интенсивной становится деятельность Китая в данной сфере. Из всех перечисленных стран наиболее сильным и разнообразным инструментарием осуществления внешней культурной политики обладает ФРГ[1]. «Внешняя культурная политика ФРГ является неотъемлемой частью германской внешней политики в целом наряду с классической дипломатией и внешнеэкономической политикой», — сказал однажды федеральный канцлер ФРГ Вилли Брандт. Позже эти слова были зафиксированы в «Концепции 2000», которая является нормативно-правовым документом, связывающим цели внешней культурной политики ФРГ с целями германской внешней политики. Прежде чем был принят данный документ, внешняя культурная политика ФРГ прошла несколько этапов становления, в ходе которых происходило формирование ее институциональной и концептуальной базы. Изменения, происходившие на каждом этапе, отразились на становлении современной внешней культурной политики ФРГ. Модель внешней культурной политики ФРГ является своего рода уникальной, т.к. ее реализация, по большей части, принадлежит неправительственным акторам — различным негосударственным некоммерческим организациям. Целью данного исследования был анализ деятельности этих организаций в области международного культурного сотрудничества с момента объединения Германии в 1990 г. до наших дней. Для достижения поставленной цели были рассмотрены институциональные и концептуальные основы внешней политики ФРГ, изучена ее нормативно-правовая база. Особое внимание в ходе исследования уделялось механизмам осуществления внешней культурной политики ФРГ, т.е. непосредственно деятельности германских неправительственных организаций в сфере международного культурного сотрудничества, методам их работы, проектам, целевым аудиториям, сферам их деятельности и.т.д. Также была рассмотрена международная деятельность ФРГ в различных регионах мира, т.к. для каждого региона характерна своя специфика. И, наконец, в качестве своего рода case–studyбыла проанализирована деятельность института им. Гёте — крупнейшей посреднической организации, представляющей культуру Германии за рубежом.
В ходе исследования были сделаны некоторые выводы, которые позволили получить представление о деятельности Германии в сфере международного культурного сотрудничества.
Прежде всего, необходимо пояснить два термина. Внешней культурной политикой Германии называется часть внешней политики государства, направленная на формирование своего позитивного образа за рубежом с помощью таких средств, как популяризация языка и распространение собственной культуры[2]. Международной деятельностью в области развития культурных связей является реализация внешней культурной политики, воплощение ее стратегийв форме конкретных мероприятий[3].
Как уже упоминалось ранее, реализацией внешней культурной политики ФРГ занимаются, в основном, негосударственные организации. Они являются частноправовыми и имеют форму зарегистрированного объединения (e.V.) или общества с ограниченной ответственностью (GmBH). Эти акторы задействованы в разных сферах, имеют различные методы работы и разные целевые аудитории. Организации, которые реализуют внешнюю политику ФРГ можно разделить на несколько типов. Прежде всего, это посреднические организации. Именно им принадлежит ведущая роль в области развития международных культурных связей. Что касается координации их зарубежной работы, то они работают независимо, тесно сотрудничая с германским МИДом. Только в особых случаях МИД имеет право наложить вето на определенные проекты, если они угрожают двусторонним отношениям между государствами. Крупнейшими посредническими организациями ФРГ являются институт им. Гёте, Германская Служба Академических Обменов, Институт Международных Отношений и Фонд Александра фон Гумбольдта. Данные институты выполняют различные задачи внешней культурной политики, используют различные методы в своей работе. Четыре крупнейших организации-посредника четко разделяют сферы деятельности. Фонд Александра фон Гумбольдта занимается международным научным и исследовательским обменом. Германская Служба Академических обменов (DAAD) занимается межвузовскими контактами, прежде всего обменом студентами, выпускниками и учеными и занимается обеспечением информацией о возможностях учебы за рубежом. Институт им. Гёте занимается распространением немецкого языка, немецкой культуры, актуальной информации о самой Германии. Основными сферами деятельности Института Международных Отношений являются организация выставок, осуществление обмена в сфере искусства, работа по предотвращению и урегулированию кризисов (Программа «Zivik)», проведение семинаров втч. диалоговых и информационных. В его распоряжении имеется библиотека для всех организаций-посредников, в данной библиотеке находится документация по внешней культурной политике и по международным культурным связям[4].
Вторую группу организаций, задействованных в реализации внешней культурной политики ФРГ, представляют германские политические фонды, которые еще называют партийными фондами. Сами же фонды называют себя «близко стоящими к партии», т.к. решением федерального суда 1986 г. был урегулирован статус политических фондов, согласно которому институциональная связь фонда с партией отсутствует[5]. Наиболее крупными внешнеполитически активными фондами являются фонд Конрада Аденауэра, Фонд Зайделя, фонд Бёлля, фонд Эберта, фонд Розы Люксембург. Следует отметить, что фонды по своей природе являются организациями универсальными, и они могут быть задействованы на всех уровнях внешней политики ФРГ: от политики безопасности до политики развития и внешней культурной политики. На уровне международного культурного сотрудничества они занимаются «экспортом» политической культуры ФРГ, политическим образованием, работают с СМИ, общественными организациями и сотрудничают с высшими учебными заведениям. Тем самым они делают вклад в развитие отношений в гуманитарной сфере. По мнению профессора Курта Юргена Мааса (генеральный секретарь Института Международных Отношений г. Штутгарт, 1998-2008 гг.), данные организации вносят разнообразие в международную деятельность ФРГ в области культурного сотрудничества Данные фонды являются неотъемлемой частью культурной политики ФРГ, т.к. они занимаются распространением идей, решений и культурныхценностей.[6] В плане своей внешнеполитической деятельности фонды являются более независимыми, нежели организации посреднического толка. В случае недовольства ФРГ деятельностью организаций МИД делает запрос внешнеполитическому представительству ФРГ за рубежом, которое может только порекомендовать фонду прекратить проект.Вкладв развитие культурных связей вносят также различные частные фонды, которых в Германии действует огромное количество. Наиболее известными являются фонд Роберта Боша, фонд Герти, фонд Баварии и.т.д. Их инициативы носят частный и независимый характер, тем не менее, свою деятельность за рубежом они нередко осуществляют совместно с посредническими организациями. К примеру, фонд Р. Боша реализует некоторые программы совместно с институтом им. Гёте.
Тем не менее, несмотря на такое разнообразие организаций, реализующих внешнюю культурную политику Федеративной Республики Германия, объединяет их одно — их зарубежные проекты финансируются из средств федерального бюджета.
Сеть германских неправительственных организаций действует по всему миру. Тем не менее, стоит отметить, что деятельность этих организаций не является одинаково интенсивной во всех регионах мира. Прежде всего, посреднические организации и фонды идут в те регионы, в которых заинтересована ФРГ.
Одной из особенностей работы этих организаций в различных регионах является то, что она имеет свою специфику. Если в Западной Европе лейтмотивом межкультурного сотрудничества является укрепление европейской интеграции, становление европейской идентичности и знание нескольких иностранных языков, то в Восточной Европе деятельность ФРГ связана с поддержкой немецкого этического меньшинства, сохранению общей исторической памяти. В центральной Азии ключевым мотивом является сотрудничество в области науки и Образования. Ближний Восток и мусульманские страны — это диалог цивилизаций, диалог ценностей и религий. В странах ЦВЕ и СНГ проживает самый высокий процент изучающих немецкий язык. Поэтому усилия внешней культурной политики ФРГ в данном регионе направлены на стабилизацию этого числа. Лейтмотивом культурной работы организаций посредников в Азиатско-Тихооокеанском регионе является сотрудничество в области науки, образования и технологии. В последние годы международная деятельность ФРГ в области культурного сотрудничества становится все более интенсивной именно в этом регионе в связи с тем, что страны АТР ввиду своего бурного экономического развития играют в мире все более важную роль. Наиболее сложной является работа в странах Ближнего Востока. Деятельность ФРГ в данном регионе направлена на развитие диалога религий и диалога цивилизаций. Особые отношения связывают ФРГ с Израилем, несмотря на то, что он относится к региону Ближнего Востока. С недавнего времени, особое внимание уделяется региону Африки. Культурная работа осуществляется здесь в рамках программы «культура и развитие», целью которой является помощь в воссоздании культурной инфраструктуры стран, обучение работников сферы культуры с целью развития долгосрочного партнерства. Таким образом, работа организаций ФРГ является неоднородной. В зависимости от региона и в зависимости от страны разрабатываются проекты и проводятся мероприятия. Обязательно учитывается политическийкультурный контекст, в рамках которого приходится действовать.
На примере института им. Гёте лучше всего проследить, каким образом реализуются такие задачи внешней культурной политики ФРГ, как популяризация немецкого языка и поддержка германистики, укрепление международного культурного сотрудничества и формирование объективного представления о Германии в мире. Институт им. Гёте имеет довольно широкий спектр деятельности. Для реализации задачи распространения немецкого языка данная организация не только проводит языковые курсы, но также занимается грантами для германистов и переводчиков немецкого языка, предоставляет возможность сдачи экзамена и получения сертификатов международного образца. Деятельность института им Гёте в сфере развития непосредственно культурных связей также является весьма разносторонней. Следует отметить некоторые достоинства работы данной организации в этой области. Прежде всего, проекты института являются долгосрочными, их тематика охватывает не только немецкую культуру, но и актуальные темы современности, такие как изменения климата, права человека, становление гражданского общества. Так или иначе, те проблемы, в решении которых заинтересована ФРГ переплетаются с темами проектов института Гёте. Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на свой негосударственный статус, Гёте институт действует в интересах Германии. В третьих, формирование объективного представления о Германии заключается в деятельности института им. Гёте в информационной сфере. Прежде всего, это сотрудничество с библиотеками и распространение германской литературы, периодической печати и материалов мультимедиа. Также институт им. Гёте широко представлен в интернете, он объединяет множество тематических проектов, таких, например, как диалог с исламом, изменения климата, германско-арабский молодежный форум, точка.трефф и многие другие. Институт им. Гёте также использует популярные интернет-ресурсы Facebook и Twitter.Всего на сегодняшний день в мире действуют 136 институтов и 11 связующих бюров 93 странах мира. В 2010 г. 200.000 человек проходили курсы немецкого языка в институте им.Гёте .Более 20 млн. человек были задействованы в мероприятиях, проводимых институтом. Было реализовано 5.342 культурных программ[7].
Несмотря на присутствие целой сети неправительственных организаций ФРГ по всему миру и масштабы их деятельности, при осуществлении культурной политики ФРГ приходится сталкиваться с определенными проблемами. Во-первых, большую сложность представляет работа в странах с недемократическими режимами, там где действует цензура и есть проблемы с защитой прав человека. В Пхеньяне из-за строгой цензуры был закрыт читальный зал им. Гёте, в Китае после открытия выставки при поддержке института им.Гёте был задержан и взят под стражу Художник-диссидент Ай Вэйвэй, в Рамалле был убит руководитель театра Свобода, с которым сотрудничал Гёте-институт. В мусульманских странах тематика проектов является ограниченной, т.к. даже при наличии интереса со стороны людей, ощущается закрытость общества, его приверженность строгим традициям[8]. Сотрудникам германских НПО приходится работать также в нестабильных регионах, где их жизнь подвергается опасности. Так, например, сотрудникам, работающим в Афганистане, приходится передвигаться по улицам исключительно в бронированных машинах. В странах Африки, где культурная инфраструктура практически отсутствует, прежде чем начать работу, необходимо эту инфраструктуру восстановить, подготовить профессиональные кадры, а это дело не одного дня[9]. Несмотря на широкие компании по поддержке Германистики и немецкого языка, спрос на немецкий язык снижается, особенно там, где он изначально был высоким. После эйфории 90х годов, связанной с всплеском популярности немецкого языка в странах ЦВЕ и СНГ, наметился спад данного тренда. Это связано во многом с возрастанием роли английского, который является универсальным языком общения. Опасной тенденцией является также то, что уровень владения немецким нового поколения этнических немцев является низким. Сейчас Германия вкладывает немалые средства, чтобы стабилизировать в регионе численность людей изучающих немецкий язык[10].
К более общим проблемам реализации внешней культурной политики ФРГ относится ее координация. Возникает вопрос, насколько неправительственные организации ФРГ являются независимыми. Деятельность организаций-посредников и политических фондов ФРГ финансируется из средств государственного бюджета. В этой связи некоторые эксперты называют их Квази-Автономными Неправительственными Организациями, т.к. если федеральное правительство проект не устраивает, оно просто перестанет его финансировать[11]. Эксперт Патрик Шрайнер главным недостатком реализации внешней культурной политики ФРГ считает ее перегруженность неясными целями и задачами. Слишком много размытых формулировок зафиксировано в Концепции 2000, такие как сохранение мира, предотвращение конфликтов, развитие сотрудничества и.т.д. Он считает, что возможен даже пересмотр данной концепции с целью улучшения именно координации работы данных организаций и их вязи с официальными структурами[12]. Тем не менее, развитие всегда происходит через противоречия, и возможно, что эти противоречия станут новой ступенью для внешней культурной политики ФРГ. Любая политика не стоит на месте, она изменяется в соответствии с новыми вызовами и требованиями времени.
Тем не менее, деятельность неправительственных организаций ФРГ в области международного культурного сотрудничества является довольно эффективной. Об этом свидетельствует большое количество действующих проектов, инициатив и мероприятий, растущее количество стипендиатов и иностранных студентов в германских вузах. Об этом свидетельствуют следующие данные:
DAAD: 66.953 стипендий. Бюджет организации: 347,9 млн. евро;
Фонд Александра фон Гумбольдта: бюджет 75,5 млн. евро 1.393 новых стипендиата (+314 повторно получили стипендии);
Институт международных отношений: бюджет: 32,2 млн. евро, 70 проектов в рамках программы мирного урегулирования конфликтов «Zivik», 80 выставок немецкого искусства по всему миру, 1 млн. посетителей[13];
Таким образом, общественную полезность этих организаций отрицать нельзя, т.к. она дает возможность людям развиваться и реализовать свой потенциал. Во-вторых, деятельность этих организаций не является давящей или агрессивной. Она является не самопрезентацией, а представляет своеобразную «улицу с двусторонним движением», т.к. открывает пространство для диалога. В-третьих, деятельность посреднических организаций и политических фондов способствует постепенному формированию дружественных отношений между странами. Во многом причиной тому является гибкость этих структур по сравнению с традиционной дипломатией: такие организации могут помочь наладить контакты в том случае, когда политический диалог затруднен, т.к. они завязывают контакты с высшими учебными заведениями, общественными и культурными организациями, частными организациями. Сотрудничество в таких сферах, как культура, наука и образование развиваются наиболее динамично, в то время как дискуссии в сфере безопасности всегда вызывают разногласия. Следует также обратить внимание на то, что целевыми аудиториями деятельности германских неправительственных организаций за рубежом являются молодые люди, интеллектуальные элиты, деятели культуры, журналисты, общественные деятели и различные активисты. Именно представители этих групп формируют общественное мнение. На сегодняшний день, ФРГ обладает самым широким инструментарием осуществления внешней культурной политики, страна реализует свои долгосрочные интересы, используя свой культурный потенциал. Таким образом, внешняя культурная политика действительно стала третьей опорой германской внешней политики в целом. Благодаря своей деятельности в области международного культурного сотрудничества, Германии удалось избавиться от негативного образа прошлых лет и создать новый привлекательный образ. Более того, по результатам опроса ВВС 2010 г., эта страна является самой популярной в мире[14].
[1]Maaß K.J. Die Struktur der auswärtigen Kulturbeziehungen Deutschlands// Institut für Auslandsbeziehungen official website, Stuttgart 31.082001. URL: http://www.ifa.de/fileadmin/content/ueber_uns/downloads/akp_struktur.pdf.
[2] Bericht der Bundesregierung zur Auswärtigen Kulturpolitik 2007-2008// Auswärtiges Amt official website. URL: http://www.auswaertiges–amt.de/cae/servlet/contentblob/364428/publicationFile/3647/AKBP–Bericht20082009.pdf.
[3] Schreiner P. Auswärtige Kulturarbeit: zwischen Konzeption und Umsetzung: Steuerungsprobleme in einem swierigen Politiksfeld// Stiftung Wissenschaft und Politik Deutsches Institut für Internationale Politik und Sicherheit 12.04.2008. URL:http://www.swp-berlin.org/produkte/swp_studie.php?PHPSESSID=f0f74&id=8935
(датаобращения 01.02.2011).
[4] Maaß K.J. Die Struktur der auswärtigen Kulturbeziehungen Deutschlands// Ibid.
[5] Положение о статусе партийных фондов ФРГ// DeutschsprachigesFallrecht. Universität Bern18.08.2010. URL: http://www.servat.unibe.ch/dfr/bv073001.html.
[6] Maaß K.J. Die Struktur der auswärtigen Kulturbeziehungen Deutschlands// Ibid.
[7] Goethe Institut Jahrbuch 2009-2010// Goethe Institut official website 2011. URL: http://www.goethe.de/uun/pro/jb10/jahrbuch_2009_2010-neu.pdf (дата обращения 09.06. 2011).
[8]Kulturmanagement in den Emiraten: Eine Berliner Museologin für Sharjah// Goethe Aktuell 14.07.2010. URL: http://www.goethe.de/uun/bdu/de6125467.htm.
[9] Afrika: Kultur braucht management// Goethe Aktuell 13.11.2010. URL: http://www.goethe.de/uun/bdu/de6583958.htm.
[10] Deutsch — Sprache der Ideen. Ziele der Kampagne// Auswärtiges Amt official website 15.03.2011. URL: http://www.auswaertiges–amt.de/DE/Aussenpolitik/KulturDialog/Initiativen/DSDI/Ziele_node.html.
[11] Witte B. Politik und Kultur und die Mittler. Die Deutsche auswartige Kulturpolitik und ihre Trager. Auftrag Deutschland: Nach der Einheit: Unser Land der Welt vermitteln. Mainz: Munchen: v. Hase & Koehler, 1993. S.197.
[12]Schreiner P. Auswärtige Kulturarbeit: zwischen Konzeption und Umsetzung: Steuerungsprobleme in einem swierigen Politiksfeld// Stiftung Wissenschaft und Politik Deutsches Institut für Internationale Politik und Sicherheit 12.04.2008. URL:http://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/studien/2008_S12_srp_ks.pdf.
[13] Bericht der Bundesregierung zur Auswärtigen Kultur-und Bildungspolitik 2009-2010// Auswärtiges Amt. URL: http://www.auswaertiges–amt.de/cae/servlet/contentblob/560176/publicationFile/144772/110112-AKBP–Bericht.pdf.
[14] Хороший имидж Германии в мире// Генеральное консульство ФРГ в Калининграде 2011. URL: http://www.kaliningrad.diplo.de/__Zentrale_20Komponenten/Ganze__Seiten/ru/Deutschland/Umfrage__BBC__DiA.html?site=231119 (дата обращения 09.06. 2011).