Международная деятельность Государственного Эрмитажа на современном этапе
Аннотация: В данной статье представлен обзор основных форм и направлений международной деятельности Государственного Эрмитажа — самостоятельного актора внешней культурной политики России. Автором проанализированы проекты Государственного Эрмитажа, отличающиеся оригинальным подходом и использованием и новаторских методов развития международного гуманитарного сотрудничества.
Ключевые слова: Эрмитаж, внешняя культурная политика, международные музейные связи, международное культурное сотрудничество, развитие культурного диалога, Санкт-Петербург
Abstract: The author of this article draws attention to the principal forms and fields of international cooperation of the Hermitage Museum — a key actor of the Russian foreign cultural policy. The author offers an analysis of the Hermitage Museum projects excelling in an original approach and in the use of the unique methods, including the pathfinding ones, to develop cooperation in the global cultural field.
Keywords: The Hermitage Museum, foreign cultural policy, international museum relations, global cultural cooperation, cultural dialogue cooperation, Saint-Petersburg
В современном, меняющемся и глобализированном мире влияние культуры неуклонно растёт, что становится очевидным для всего мирового сообщества. Одним из важнейших аспектов международного гуманитарного взаимодействия на современном этапе, безусловно, обладающим своей спецификой, являются международные музейные связи. Диалог в сфере музейного сотрудничества имеет огромное влияние на формирование, поддержание и укрепление позитивного образа государства на международной арене. Неслучайно, важность международного общения на уровне музеев нашла подтверждение во внешней культурной политике большинства стран, которые отнесли развитие музейного сотрудничества к приоритетным направлениям их политики[1]. Данное направление международных контактов содействует взаимопроникновению и, как следствие, активному культурному взаимообогащению народов мира, укреплению международных культурных отношений, активизации международных контактов, сохранению культурного разнообразия в мире, объединению людей разных стран, через культуру.
Особую роль в процессе межкультурной коммуникации сегодня играет Государственный Эрмитаж, один из крупнейших музеев мира, являющийся символом государственности России. Государственный Эрмитаж — это уникальный памятник культуры, имеющий глубокие давние связи, необходимые для сохранения, улучшения, углубления отношений между народами и государствами. Уникальность музея состоит ещё и в том, что одним из направлений в работе Эрмитажа является его многогранная международная деятельность с обширными, разнообразными, международными программами по сохранению и реставрации культурного наследия человечества, научно-просветительскими, музыкальными и образовательные программами, сотрудничества с другими музеями и организациями в совместных проектах и выставках, Международные Фонды Друзей Эрмитажа (присутствующие в Нидерландах, Канаде, США, Великобритании, Израиле) и многое другое.
Эрмитаж — это ценный объект культурного наследия Российской Федерации, занимающий несколько зданий — памятников истории и архитектуры, в том числе парадные резиденции российских императоров[2]. Коллекции столь высокого уровня, красота архитектурного обрамления, значительность исторических ассоциаций — все это влечет к себе людей, составляя яркую, неповторимую особенность сегодняшнего Эрмитажа[3]. По масштабам и значению коллекций он сопоставим лишь с Британским музеем в Лондоне, Лувром в Париже и Метрополитен — музеем в Нью-Йорке. В его коллекциях хранится более трех миллионов экспонатов: это произведения живописи, скульптуры, предметы прикладного искусства, монеты, медали, археологические памятники и другие ценности, созданные многими народами мира с древнейших времен до наших дней. Произведения мировой культуры музея всегда привлекали и продолжают привлекать тысячи людей из разных стран, разных поколений, профессий, мировоззрений. Ежегодно около 3 миллионов посетителей знакомятся с высокими достижениями духовной культуры человечества, получая радость от общения с творениями мастеров прошлого и настоящего (из них около 900 тысяч — иностранные граждане)[4]. Введение в эксплуатацию в полном объеме Восточного крыла Главного штаба, уникального комплекса фондохранилищ в Старой деревне, а также новых российских филиалов музея, позволит постепенно удвоить количество посетителей. Благодаря же высокопрофессиональному труду специалистов Эрмитажа, сохранены и постоянно растут его коллекции, а экспозиции выставляются в лучших музеях мира (на сегодняшний день демонстрируется около 25% экспонатов музея).
Автошкола хабаровск цены стоимость обучения в автошколе спутник хабаровск.
Уважение национальных традиций, открытость миру, обеспечение широкого доступа к коллекциям, при сохранении необходимых мер безопасности коллекции, готовность к сотрудничеству — принципы, на которых основано уникальное в своём роде международное направление деятельности Эрмитажа. Важной особенностью данного музея — это то, что Эрмитаж является не только современным, но и новаторским во многих начинаниях. Все проекты Эрмитажа оригинальны и направлены на развитие связей между Россией и другими странами. Музей делает доступным миру российские собрания произведений искусства, показывая и истолковывая мировую культуру, в том числе и современную, что отражает миролюбивую внешнюю политику нашего государства, стремление к деловым экономическим и гуманитарным связям.
Традиционная для музея функция — выставочная деятельность, в том числе, на международном уровне, — осуществляется Государственным Эрмитажем с большим размахом и разносторонне и служит эффективным и надёжным инструментом внешней культурной политики музея. Так, музей предоставляет отдельные экспонаты или группы экспонатов для выставочных проектов в зарубежных музеях, в то время, как в своих стенах знакомит российских посетителей с собраниями ведущих музеев мира; проводит, в том числе и во время зарубежных выставках, основанную на современных научных исследованиях реконструкцию выставочных пространств с использованием специально разработанного выставочного оборудования, под жестким контролем специалистов музея. Однако истинное новаторство Государственного Эрмитажа проявилось в создании так называемых спутников (выставочных центров), в том числе за рубежом, что стало частью глобальной стратегии Эрмитажа. Так, открытие выставочного центра «Эрмитажа — Амстердам» стало мировым событием и прекрасным примером открытой политики России. Центр «Эрмитаж — Амстердам» уже 5 лет является одним из главных культурных достопримечательностей Нидерландов, в стенах которого главный российский музей проводит большую научно — просветительскую работу: выставки сопровождаются, научными конференциями, лекциями, образовательными программами, экскурсиями, в том числе и детскими, мастер- классами, изданием каталогов. Выставочный центр «Эрмитаж — Италия» также ведет плодотворную исследовательскую работу, основанную на взаимовыгодном сотрудничестве с итальянскими учеными, издание каталогов, координирует международную деятельность Эрмитажа в Италии. В Эрмитажных комнатах Центра «Эрмитаж — Лондон» велась интересная просветительская работа для детей, родители которых — выходцы из России. Сотрудники Эрмитажа разработали для них курс лекций, практических занятий. организация стажировок для сотрудников Государственного Эрмитажа, оплаченная фондом Сафре. Эрмитаж организовывал выставочную и просветительскую деятельность, реставрацию экспонатов, издавал каталоги. На сегодняшний день программа данного проекта выполнена, данный филиал не функционирует. В 2001 году в Лас-Вегасе была создана галерея Эрмитажа и музея Гуггенхейма «Эрмитаж — Лас-Вегас». Для реализации проекта был создан фонд Эрмитажа и музея Гуггенхейма. По словам директора фонда Гуггенхайма Томаса Кренца, «музейная глобализация полезна и неизбежная. Она есть возможность говорить на одном языке»[5]. На сегодняшний день программа данного проекта выполнена, а центр закрыт. Хотелось бы отметить, что российские спутники Эрмитажа, кроме активной реализации своей основной миссии, повышают доступность коллекции миру, ведь такие центры, как «Эрмитаж — Выборг» и планируемые — в Калининграде и Владивостоке, — находятся в непосредственной близости от границы, а следовательно, предоставляя реальную возможность посетить свои филиалы, вызывают огромный интерес и уважение не только к музею, но и к нашей стране в целом, определяя лидирующее место России в мировом культурном пространстве.
Ключевым событием 2014 года, названного Годом культуры, которое развернётся на площадках Эрмитажа (в Главном Штабе и Зимнем дворце) с 28 июня по 31 октября, станет традиционная европейская выставка современного искусства биеннале «Манифеста 10», для которой этот приезд в Россию будет первым. Данное мероприятие будет приурочено к 250-летнему юбилею Государственного Эрмитажа, её главная цель — отразить процессы, происходящие в современном искусстве европейских стран. Мероприятия культурной программы «Манифеста 10» предложат платформу для коммуникации петербургских и зарубежных художников, диалога учреждений культуры и творческих коллективов. Выставка включает в себя и параллельную программу — это городские и зарубежные культурные проекты — семинары, дискуссии, общеобразовательные программы, одобренные специальным жюри и главным куратором «Манифесты 10». Важной особенностью петербургской биеннале станет программа паблик-арта: по замыслу создателей проекта, это попытка «выйти в народ и сообщить о современном искусстве случайному прохожему»[6].По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Василия Кичеджи, «учитывая международный авторитет «Манифесты» и интерес к событию со стороны специалистов и широкой общественности, вполне вероятно, что успешная реализация проекта будет способствовать укреплению положительного имиджа не только Санкт-Петербурга, но и России в целом», что ещё раз подтверждает значимость этого инструмента внешней культурной политики России.
Создание центров и выставочная дельность Эрмитажа за рубежом является отражением политики Государственного Эрмитажа: наряду с сохранением выставочной деятельности, усилия направлены на активизацию научных исследований, являющихся основой репутации музея, и просветительскую деятельность. На современном этапе можно без преувеличения сказать, что Эрмитаж — динамичный, современный, чутко реагирующий на требования времени, участвующий в межкультурном диалоге, известный во всем мире научно-просветительский центр. Вступая в активное взаимодействие с настоящим, музей не боится перемен в стремлении к самообновлению. Разработка и внедрение новых технологий делают Эрмитаж крупнейшим среди музеев мира многопрофильным научно-реставрационным и образовательным центром, без которых невозможно создание целостной системы функционирования музея. По словам М.Б. Пиотровского «Эрмитаж — такой, какой он есть и каким он развивается, — замечательное наше национальное достояние. История создала настоящий подарок России в виде Эрмитажа. Все прилагают огромные усилия ради того, чтобы ритм жизни, который Эрмитаж излучает в центре Петербурга, был самым здоровым ритмом в мире»[7]. Так, Эрмитаж сегодня — мировой энциклопедический музей (наряду с Британским музеем, Лувром, Метрополитен-музеем), место притяжения большого количества людей, их эмоционального, эстетического и общественного образования, воспитания национального самосознания, призван воспитывать чувство исторического достоинства и уважения диалога культур не только между странами, но и между народами[8]. Научно-просветительская деятельность музея вызывает огромный интерес у мирового сообщества, считающего её «сложившимся феноменом внешней культурной политики»[9]. Данный интерес обусловлен тем, что, обладая большим научным потенциалом, Эрмитаж на современном этапе является организатором и активным участником крупных международных научных конференций, ведёт разноплановую научно-исследовательскую, в том числе археологическую и реставрационную работу в сотрудничестве с зарубежными партнерами, становится важнейшим объединяющим пространством для людей разных профессий, национальностей и языков. Одним из важных направлений данного направления международного сотрудничества Эрмитажа является издательская деятельность, призванная сделать коллекции Эрмитажа доступными. Ежегодно Эрмитаж издает каталоги коллекций и временных выставок, сборники научных трудов, монографии, архивные материалы, научно- популярные издания и информационные издания, «Сообщения государственного Эрмитажа», Отчеты Государственного Эрмитажа, журнал «Эрмитаж» и газета «Новости Эрмитажа», некоторые издания выходят русском и иностранных языках. Более того, музей круглосуточно транслирует миру образовательные программы музея и лекции ведущих научных сотрудников на канале «Эрмитаж ТВ», о великом музеи, его истории и уникальных собраниях идет речь в авторских телевизионных программах М. Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа «Мой Эрмитаж» и «Эрмитаж 250» и на «Радио Эрмитаж», знаменитый фильм Александра Сокурова «Русский ковчег» был снят на студия «Эрмитажный мост». А через двуязычный, постоянно обновляющийся сайт Эрмитажа, можно получать информацию о музее, его истории, коллекциях, посещать виртуальные образовательные программы, знакомится с уникальной цифровой коллекцией музейных экспонатов. В 2013г., в выставочном центре “Эрмитаж – Казань” был представлен новый интернет-ресурс музея Hermitage Line (http://www.hermitageline.ru), который, по замыслу его авторов, «станет пространством для обсуждения деятельности и проблем российских и зарубежных музеев, их роли в жизни страны, города и каждого конкретного человека»[10], тогда как в планах у музея — организация глобального телевидения.
Ярким проявлением активных культурных контактов музея с другими организациями мира является оправданное разнообразие направлений, концепций, программ научно-просветительской деятельности Эрмитажа. К ним относятся организация вышеупомянутых центров за рубежом, совместные выставки, двусторонние и многосторонние проекты с использованием коллекций музеев, публикации книг и каталогов, проведение совместных археологических экспедиций, создание специальных образовательных программ, обмен сотрудниками для научных стажировок. Свидетельством же всеобщего признания высокого статуса Эрмитажа, участника международной организации музейного сотрудничества ИКОМ, является тот факт, что ряды партнеров и Друзей Эрмитажа динамично пополняются, взаимно обогащая друг друга, отчего выигрывают, без сомнения, наука, просветительство, искусство и, в итоге, все участники межкультурного диалога, являющегося мощным инструментом… внешней политики при построении конструктивных отношений на двусторонней и многосторонней основе при формировании позитивного образа у зарубежной аудитории и поддержании своего международного авторитета[11].
Также ни не стоит забывать, что Государственный Эрмитаж является одним из главных участников международных музыкально-театральных проектов в России, представляющим собой «столь многомерное явление в мировой художественной культуре, что каждая из муз может чувствовать себя абсолютно комфортно»[12]. В этой связи следует отметить, что отличительной чертой музея в данном направлении, дающей полное право говорить об Эрмитаже как об уникальном акторе внешней культурной политики России, является наличие собственного театра. Эрмитажный театр, собственный камерный оркестр, программа «Эрмитажная Академия музыки» стали важным компонентом международной деятельности Эрмитажа. Ежегодно оркестр Государственного Эрмитажа (хочется ответить, что это единственным в мире оркестром музея) принимает участие в международных фестивалях, гастролирует во многих странах мира с известными дирижерами. Нельзя не согласиться, что серии специальных международных программ и фестивалей при участии российских и зарубежных музыкантов оркестра Государственного Эрмитажа играют важную роль в мировой музыкальной жизни. В современном гуманитарном взаимодействии важнейшее значение приобретают многосторонние контакты в области музыкального и театрального искусства. Появились новые музыкальные традиции, в том числе: Международный фестиваль «Музыкальный Эрмитаж» — представляет классическую музыку в музее; Международный фестиваль «Посвящение Маэстро» — дань памяти величайшим композиторам и музыкантам и приурочен к юбилейным датам; Международный фестиваль «Большой Вальс» — аналогия Венского бала и камерной музыки, Международный фестиваль «Музыка Большого Эрмитажа» — составной частью проекта «Большой Эрмитаж». В рамках международных музыкальных программ одновременно представлено театральное, оперное, танцевальное и музыкальное искусство, участвуют лауреаты и дипломанты наиболее известных международных конкурсов и фестивалей. В то же время эти мероприятия дают широкие возможности их участникам занять ведущие позиции в активно развивающейся мировой музыкальной индустрии.
Стоит отметить, что Государственный Эрмитаж проводит большую социальную политику, что ещё раз свидетельствует о том, что у музея есть стремление быть открытым всем слоям населения, а также желание следовать всем требованиям, предъявляемым к современным музеям. Так, дети и студенты, вне зависимости от гражданства, могут посещать музей бесплатно, принимаются меры с целью повышения доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья (например, установление пандусов, подъемников). Уникальной в мировой практике является осуществляемая Эрмитажем программа обучения слабовидящих детей “Прошлое на кончиках пальцев”, школьников с особыми образовательными потребностями, программы для детей, подростков, студентов.
Специальные программы проводит Государственный Эрмитаж для «Друзей Эрмитажа» из разных стран мира, благодаря бескорыстной помощи которых Эрмитаж имеет возможность воплощать в жизнь многие реставрационные, образовательные и инновационные музейные проекты. «Эрмитаж не только российский музей. Это — музей всего мира, он принадлежит всему миру и естественно, что поддержка музея должна идти изо всех уголков мира», — сказал директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский.
Важной вехой в развитии Государственного Эрмитажа стало основание в 1994 году, совместными усилиями с ЮНЕСКО, Международного Консультативного Совета, ставшим, по словам директора Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровского, «неоценимым партнёром» для музея[13]. Целью его создания стало оказание помощи в разработке и реализации стратегии развития музея, отвечающей самым высоким мировым стандартам.
В декабре 2014 году Эрмитаж отметит 250-летие. И это обстоятельство накладывает большую ответственность на всех, кто связан с подготовкой юбилея. Президент России В.В. Путин высказал на этот счет следующее мнение: «Безусловно, большое количество произведений, которое хранится в Эрмитаже, является достоянием всего человечества, без всякого преувеличения. Это гордость России, и мы, конечно, должны сделать все, чтобы отметить дату соответствующим образом. И не просто «попраздновать», а отреагировать на 250-летие рядом необходимых и давно назревших мероприятий, связанных с укреплением музея»[14]. «Сохранение исторического наследия — важная миссия музеев страны, которая должна сочетать доступность и безопасность»[15] — сказал М.Б. Пиотровский, директора Государственного Эрмитаж. Масштабные, и вместе с тем очень грамотные и деликатные реставрационные работы в музее, в том числе Восточного крыла Главного штаба, где планируется открытие музея XIX-XX веков, введение в эксплуатацию ультрасовременного, крупнейшего в мире Реставрационно- хранительского комплекса «Старая деревня» — часть проекта «Большой Эрмитаж» и бесценный вклад музея в сохранение мировой культуры. «Эрмитажное открытое фондохранилище — это наше российское изобретение, таких нет нигде, ни у кого в мире». Главные задачи любого музея сохранять, изучать и реставрировать музейную коллекцию. Реализация данного инновационного проекта с одной стороны, способствует увеличению доступности музейной коллекции, а с другой, создаст современные условия для полноценного осуществления, научно-просветительских и реставрационных программ (в том числе международных) на высочайшем уровне. Другими событиями, которые пройдут в рамках празднования 250-летия Эрмитажа, станут вышеупомянутая выставка биеннале «Манифеста 10» и III Петербургский международный культурный форум. По словам заместителя председателя правительства РФ и председателя оргкомитета форума Ольги Голодец, данное событие должно стать аналогом Петербургского экономического форума: местом для ежегодных встреч, открытого диалога и обмена опытом между специалистами в области культурной политик, представителями государственной власти, бизнесменами и культурной общественностью[16]. Кроме того, к знаменательному юбилею планируется издание новых книг, готовится показ специальных выставок, которые познакомят зрителя с результатами работы реставраторов и археологических экспедиций, с новыми приобретениями. «Столь масштабные выставки должны представить миру Эрмитаж и ту роль, которую богатейшее музейное собрание России играет в истории страны[17].
Таким образом, на сегодняшний день можно без преувеличения сказать о наличии в России системы грамотно, структурированно и разносторонне развитых международных музейных контактов. Немалая заслуга в этом принадлежит Государственному Эрмитажу, который, благодаря уникальным коллекциям произведений мировой культуры, большой научной и просветительской деятельности, международным выставочным и образовательным проектам, сотрудничеству с музеями мира и другими зарубежными организациями, является, по словам М.Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, «музеем всего мира»[18], способствуя развитию сотрудничества и взаимодействию между народами, интеграции в мировой культурный процесс и сохранению национального наследия. Демонстрируя миру открытую и миролюбивую политику нашей страны и расширяя пространства гуманитарного диалога, музей демонстрируют миру свою философию, свое видение культурного взаимодействия, через разновекторные, новаторские международные контакты, представляя, Россию, ее историю, прошлое и настоящее.
Список источников и литературы:
1. Боголюбова Н.М. Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен//»СПбКО», СПб, 2009.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527
4. Концепция программы развития «Большой Эрмитаж (2012−2022)» Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж» (основные направления).- СПб., изд. Государственного Эрмитажа., 2013г., С. 14
5. «Союз двух музеев» Мир музея. №5 2005г. С.4
6. Газета «Петербургский дневник» от 14/02/2014, С. 7
7. Пиотровский М.Б. Взгляд из Эрмитажа. Статьи и интервью для газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (2005 — 2009) — Санкт-Петербург АО «Славия», 2009, С.16
8. Концепция программы развития «Большой Эрмитаж (2012−2022)» Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж» (основные направления).- СПб., изд. Государственного Эрмитажа., 2013г., С. 7
9. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Внешняя культурная политика России и зарубежных стран: Учебное пособие. — СПб.: Изд. С-Петерб. Ун-та, 2008, С.10
10. Официальный сайт Государственного Эрмитажа http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/16/2013/hm16_13_02_04.html (Дата обращения 07.11.2013)
11. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Внешняя культурная политика России и зарубежных стран: Учебное пособие. — СПб.: Изд. С-Петерб. Ун-та, 2008, С. 3
12. «Эрмитаж. История и современность» под общ. ред. В.А. Суслова Л.: Искусство, 1990 С.238
13. Официальный сайт Государственного Эрмитажа. Международный Консультативный Совет. Десятое юбилейное издание. http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/11/2004/hm11_1_140.html
14. Официальный сайт газеты «Вечерний Петербург».Юбилей Эрмитажа отметят с размахом. http://www.vppress.ru/stories/Yubilei-Ermitazha-otmetyat-s-razmakhom-10614 (Дата обращения 09.12.2013)
15. Официальный сайт ежедневной электронной газеты «Файл-РФ». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: Музей воспитывает в человеке историческое достоинство http://file-rf.ru/analitics/115 (Дата обращения 17.05.2013)
16. Газета «Петербургский Дневник» от 30/12/2013, С.12
17. Официальный сайт ежедневной электронной газеты «Файл-РФ». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: Музей воспитывает в человеке историческое достоинство http://file-rf.ru/analitics/115 (Дата обращения 17.05.2013)
18. Отчет 2008г. Государственный Эрмитаж под общей редакцией М.Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа. Изд.: Эрмитаж, СПб, 2009