Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Проблемы и перспективы иммиграционной политики Итальянской Республики на современном этапе

Аннотация. Статья посвящена развитию иммиграционной политики Итальянской Республики на современном этапе. Проанализированы основные этапы формирования национального иммиграционного законодательства и иммиграционной политики. Рассмотрены особенности итальянской иммиграции в 90-ых гг, различные статистические данные о расселении, гендерном, возрастном и семейном составе новых иммигрантов, распределении их по отраслям занятости. На основе изучения процессов иммиграции были выявлены проблемы, требующие эффективных решений со стороны итальянского правительства. Прослеживается необходимость уделять больше внимания нелегальной иммиграции по данным о процедуре легализации мигрантов и количестве иммигрирующих в Италию из арабских стран Средиземноморья, из государств Западной и Северной Африкииз Азии, а позже и из бывшей Югославии. Меры, предпринятые правительством Итальянской Республики для борьбы с нелегальной иммиграцией были признаны недостаточными по причине новых волн нелегальных иммигрантов. Также был признан серьезным вопрос о сезонных рабочих-мигрантах Итальянской Республики. Важность решения данного вопроса заключается в необходимости обеспечить рабочим соответствующие условия труда.

Ключевые слова: иммиграционная политика, процедура легализации мигрантов, диспропорция, демографическая ситуация, законодательство, нелегальная иммиграция, иностранная рабочая сила, депортация, сезонные рабочие, квота.

Abstract. The article concentrates on development of immigration policy of the Italian Republic at the modern stage. It provides main stages of formation of the national immigration legislation and immigration policy. Main features of the Italian immigration in the 90th, statistical data of resettlement, gender, age and family structure of new immigrants, employment scheduling are analyzed here. On the basis of studying immigration processes we have found problems demanding effective decisions from the Italian government. There is a need to pay more attention to illegal immigration according to data on immigrants’ legalization procedure and number of immigrants who have come to Italy from Arab countries of the Mediterranean, from the Western and North Africa, from Asia, and then from the former Yugoslavia. The measures taken by the government of the Italian Republic against illegal immigration were claimed to be insufficient because of new waves of illegal immigrants. Also there is another question that is concidered to be serious — a question of migrant workers of the Italian Republic. It is important because seasonal workers need to have good conditions of work.

Keywords: immigration policy, migrants legalization procedure, disproportion, demographic situation, legislation, illegal immigration, foreign labor force, deportation, seasonal workers, quota.

Введение

Актуальность исследования: миграция населения занимает важнейшее место в изучении сложных общественных процессов, т. к. в большей мере затрагивает социально-экономические реформы государства. Государства, традиционно считающиеся странами иммиграции, постоянно сталкиваются с такими проблемами, как излишний прирост иностранного населения и естественная, в этом случае, убыль коренного населения, безработица, негативные последствия аккультурации и потеря национального самосознания и национальной самоидентификации, борьба с нелегальной иммиграцией и предоставление государственного убежища беженцам. Италия, как и вышеперечисленные страны, сталкивается с рядом подобных проблем. Это дает право определить тему данного исследования актуальной и для современного этапа развития взаимодействия и взаимовлияния иммиграционных общественных потоков и принимающего государства — Итальянской Республики.

Объект исследования: современные иммиграционные процессы Итальянской Республики.

Обзор литературы

В ходе исследования был использован широкий круг источников и литературы: сборники нормативно правовых актов Организации Объединенных Наций, Европейского союза, Международной Организации Труда и Итальянской Республики в области иммиграции, источники статистического характера, монографии и статьи.

Задачи исследования

проследить ареал расселения и состав иммигрантов в настоящее время;

проанализировать иммиграционное законодательство Итальянской Республики;

определить проблемы и перспективы иммиграционной политики Итальянской Республики на современном этапе

Описание исследования

К концу XX в. картина иммиграции в Италии очень сильно меняется. В 1990-ые гг. снизилось количество иммигрантов из стран Европейского союза и увеличилось из стран за пределами Европейского союза, и в конце 90-ых гг. уже составляло 86% общего числа населения. Среди иммигрантов из неевропейских стран, несмотря на увеличение количества иммигрантов из Азии и Африки, наблюдалось уменьшение их числа относительно западноевропейских иммигрантов из Югославии, Албании и Румынии. Последняя группа иммигрантов стала наиболее быстрорастущей на протяжении 90-ых гг.

Рост африканского и азиатского сообществ очень хорошо становится заметным по данным процедур легализации иммигрантов. Если африканцы и филиппинцы играют наибольшую роль в первой и второй процедурах легализации, то выходцы из Югославии, Албании и Румынии составляли наибольшую важность в третьей и самой последней.

Новые иммигранты склонны выбирать те регионы для поселения, где существуют наибольшая вероятность трудоустройства и условия, необходимые для быстрой и более легкой иммиграции. Согласно территориальному распределению видов на жительство на 1998 г. 30,4% легальных иностранцев находилось на Северо-западе Италии, 29,4% — в Центре страны, а 22, 3% — на Северо-востоке. В течение 90-ых гг. северо-восточная область Италии больше остальных оставалась заполненной восточноевропейскими и африканскими иммигрантами. Юг Италии, с 11,2% иммигрантов и острова с 5,5% иммигрантов остались, как выясняется, мене привлекательными. [8, p.22] Для этого существует своя причина. Для Италии характерно территориальная диспропорция, которая проявляется, в основном, в различном развитии Севера и Юга. Земли южного региона, в отличие от северного, по большей части неплодородны, а значит и не пригодны для сельского хозяйства. Ситуацию с экономическим разрывом между Севером и Югом еще более усиливает Европейская интеграция. Север Италии имеет все основания рассчитывать на дальнейшее процветание в едином европейском рынке, тогда как Юг может оказаться в еще более тяжелом положении, так как живет за счет субсидий. К тому же, на Юге Италии наблюдалась и наблюдается до сих пор сложная демографическая ситуация, поэтому эта часть страны имеет такие низкие показатели.

Среди городов Милан и Рим имели соответственно 13% и 15% иммигрантов от всего населения, но наиболее быстрорастущими в этом отношении областями стали Брешиа, Виченца и Верона, северо-восточная область Италии. Северо-восток является наиболее привлекательным регионам по многим причинам. Во-первых, здесь держится высокий спрос на труд. Во-вторых, в экономике преобладают мелкие структуры, в которых трудовое законодательство проявляет себя менее строго по отношению рабочим-иммигрантам, что делает трудовые отношения более гибкими и более благоприятными в отношении иммигрантов, которых заботит не столько стабильная занятость, сколько высокая заработная плата.

Данные гендерного состава иммигрантов отражают его дисбаланс в пользу мужчин. Более половины — 54,7% – от общего числа иностранных граждан являются мужчинами. Преобладание женщин среди иммигрантов наблюдается в Азиатской группе, то есть у филлипинов, где только 33,8% являются мужчинами; Латиноамериканской группе ( среди бразильцев — 27,8%, перуанцев — 28,3%), тогда как в африканской ( 72,3% среди марроканцев, 78% среди тунизийцев, 92,9% среди сенегальцев) и западноевропейской ( 65% среди граждан бывшей Югославии и 70% среди албанцев) группах среди иммигрантов, снова, преобладают мужчины. Но среди последних двух групп есть исключения. Это касается Польши, Румынии, Сомали и Эфиопии, так как гендерный состав иммигрантов из этих стран изменяется в пользу женщин.

Возрастной и семейный состав итальянских иммигрантов составляют на сегодняшний день молодые люди в возрасте от 18 до 39 лет, что составляет 65,2% от общего числа иммигрантов. Большинство из них (75%), независимо от того, замужем/женаты (48,6%) или нет (46,4), не имеют детей. Данное явление показывает, что Итальянская иммиграция все еще находится на начальной фазе своего развития, особенностью которой является то, что чаще всего иммигрирует не вся семья, а лишь один из ее членов.

Среди иммигрантов за пределами Европейского Союза 61,8% из них предпочитают Италию в качестве места жительства из-за удобных условий для работы, среди которых 93,1% являются штатными сотрудниками и 6,9% — самозанятыми, а 13% находятся в поиске. [8, p.23]

Согласно данным переписи населения 1991 г. распределение рабочих-иммигрантов по отраслям выглядит следующим образом: 36% занято в промышленном секторе, 18% — в строительной отрасли, 17,6% — в сельском хозяйстве, 30% — в секторе торговли и услуг, 16% остаются самозанятыми. По данному показателю распределение по отраслям среди рабочих-иммигрантов зависит также от их этнической принадлежности: большинство африканцев занято в сельском хозяйстве, строительстве и имеют личное дело, в то время как азиаты работают в сфере услуг и сельском хозяйстве, а жители восточной Европы — в строительстве. С тех пор данные органов социальной защиты населения (охватывающие только сотрудников) показывают увеличение общего объема занятых среди иностранцев, которое достигло в 1998 г. 563 000 человек, 17% из которых — лица, работающие на семейном предприятии, 9% населения заняты в сельском хозяйстве, оставшиеся 74% — на частных промышленных предприятиях (примерно 42%) и в сфере торговли и услуг (32%). [8, p.24]

С точки зрения профессиональных характеристик большинство иммигрантов зарегистрировано в качестве рабочих. Это связано с двумя факторами: относительно низким уровнем образования и трудностью найти работу с обучением. Уровень образования иностранцев в течение 90-ых постепенно падал и к 1995 г. составлял 75%, а к 2000 г. — уже 85%. [8, p.24]

Постоянный поток иммигрантов и трудность управления им на начальном этапе создается нелегальной иммиграцией. Нелегальным иммигрантом считается человек, который незаконно находится на территории страны после его/ее тайного туда въезда или после истечения срока на право пребывания в данной стране. В основном, нелегальные иммигранты находят себе работу в качестве продавца на улице, уборщиков стекла или проституток. Количество незаконных иммигрантов было очень заметно в стране и потому создавалось впечатление, что нелегальная иммиграция быстро растет.

Однако процедуры легализации иммигрантов показывали более реальную картину. Иностранцев, законно пребывающих в стране оказалось меньше, чем ожидалось; первая (1987 г.) и вторая процедуры (1991 г.) насчитывали 234 841 человек, третья (1996) — 247 500, а последняя 219 000 (1998 г.). Степень нелегальности миграционной среды — число иммигрантов, упорядоченных по числу видов на жительство — выражалась в 30% при первой процедуре, 45% при второй, 27% при третьей и 18% при четвертой. Такие данные говорят о том, что только небольшой процент иммигрантов использовали процедуру легализации в своих интересах. [10, p. 122]

Одной из главных причин тревоги для Италии по поводу прибывающих иммигрантов является их способность составить конкуренцию гражданам Италии при приеме на работу, что сильно ударяет по безработице Италии. Существует три аргументы в пользу иностранной рабочей силы, которые доказывают, что иммигранты не оказывают особого влияния на заработную плату рабочих Италии. Во-первых, основой заработной платы Италии является отечественная торговля и сильные профсоюзы, а иностранный труд составляет только 3% от общей занятости населения, а иногда достигает и 7%. Во-вторых, количество иностранной рабочей силы на постоянной основе недавно увеличилось после амнистий 1991 и 1996 гг., и сейчас еще слишком рано говорить о том, оказывают ли они действительно очень большой эффект на заработную плату рабочих Италии. В-третьих, децентрализованная торговля была введена только в 1995 г. и, до сих пор не наблюдалось значительной разницы в заработной плате для слабой категории отечественного труда — молодых и женщин — все из-за присутствия иностранных рабочих.

В начале 1990-ых гг. совершенствуется иммиграционное законодательство Итальянской Республики. Принятие ранее закона №943 «Об иммиграционной политике Италии» оказалось недостаточной мерой. Необходимо подчеркнуть, что как только иммиграция в Италии достигала значительного размаха, ее институциональная инфраструктура была не в силах справиться с этим явлением. Законодательство не было соответствующим, наблюдалась недостаточно разработанные административные структуры, а финансовая поддержка не была даже запланирована. Для исправления ситуации с законодательством в Италии были проведены соответствующие меры, которые позже привели к появлению самых главных законов в количестве четырех.

К 90-ым гг. был пересмотрен закон об убежище. Отныне он распространялся на все страны в том отношении, что для того, чтобы въехать в Италию стали требовать визу из стран потенциальной иммиграции, была улучшена процедура депортации и финансирование.

В 1990 г. вступает в силу закон Мартелли, определивший будущие основы развития иммиграционной политики Италии. В нем впервые ставилась задача управления иммиграционными потоками. Несмотря на то, что данным законом устанавливалась ежегодная квота въезда трудящихся-мигрантов, количество которых Италия могла принимать, количество нелегальных иммигрантов не уменьшилось. Существование большого сектора теневой экономики только привлекали иммигрантов, которые прибывали в страну с целью заработать в короткий срок.

Большое количество иммигрирующих из Албании вынудило правительство Италии в 1995 г. пересмотреть проводившуюся иммиграционную политику и смягчить отношении Италии к иммигрантам. Правительство закрепило за итальянцами чувство, что Италия отныне является страной иммиграции, в которой действует свобода передвижения. В это время правительством начинает оказываться поддержка иммигрантам в качестве предоставления возможности получения образования и возможности обучения языку и получения социальных субсидий.

В 1998 г. левоцентристским правительством был принят Закон №40 «Об иммиграционной политике Италии» («Закон Турко-Наполитано»), главной целью которого было упорядочивание положения иммигрантов из стран, не входящих в ЕС и улучшение их интеграции в принимающее общество. [10, p. 122]

Несмотря на действия правительства в области поддержки иммигрантов, в целом, иммиграционная политика Италии оставалась жесткой. В стране все более серьезно воспринималась проблема иммигрантов из арабских стран Средиземноморья, из государств Западной Африки, а именно Нигерии и Сенегала, из Азии, а с 90-ых гг. еще и из бывшей Югославии.

Отличительной чертой иммиграционной политики Италии в это время становится расхождение мнения Сильвио Берлускони с мнением Европейского Союза в миграционных вопросах. Берлускони придерживался принципа «крепости Европы» в построении миграционной политики. Поэтому в октябре 2002 г. был принят Закон № 189/2002 «Изменение правил в области иммиграции и предоставления убежища» («Закон Босси-Фини»). В проекте данного законного содержались строки, прямо указывающие на «опасность настоящего нашествия на Европу» со стороны иммигрантов. [2, с. 71] Закон обозначил незаконную миграцию преступлением и облегчил высылку, ввел рыночное испытание рабочей силы для рабочих-мигрантов, попадающих в квоту, чтобы было видно, что на эту работу нет претендентов из национальных граждан, граждан стран ЕС/Европейской экономической зоны. Интересно, что согласно закону работодатель был обязан обеспечить рабочего удобным жильем и оплатой обратного проезда.

Правительство Италии также предприняло ряд мер с целью борьбы с нелегальной иммиграцией. Во-первых, в 1998 г. в Законе №40/1998 впервые были введены санкции за предоставление работы трудящимся иммигрантам с неурегулированным статусом. Во-вторых, в соответствии с Законом №89/2002 были сохранены сроки тюремного заключения и увеличены размеры санкций. В-третьих, в 2006 г. Законом №248 (Декрет Берсани) помимо увеличения штрафа, вводятся гражданские санкции, применяющиеся в случае неуплаты взносов в систему социального страхования. В-четвертых, из-за несоблюдения правил охраны труда в области обеспечения безопасности и здоровья рабочих и частое освещение в печати несчастных случаев на работе привели не только к увеличению санкций (Закон №296/2006) [7], но и к праву властей приостановки деятельности, распространявшейся не только на определенный строительный сектор, но и на всю производственную сферу. Данное право регулировалось Законом № 123/2007. [1, с. 70]

Однако подавить потоки нелегальной иммиграции Италии, как и другим странам Европы не удается и по сей день. Пиком развития данной проблемы считается 2011 г., когда в Европу хлынула мощнейшая волна нелегальных мигрантов из Северной Африки. Причиной тому послужили народные волнения в данном регионе. В первую очередь это коснулось Италии, но власти страны были не готовы принять такое количество иммигрантов. Беженцы требовали не возвращать их на родину, а принять в Италии. Данное требование выражалось в многочисленных акциях протеста в лагере на острове Лампедуза. [5] Так как результате постоянного увеличения количества иммигрантов на острове ситуация в марте 2011 г. начала выходить из под контроля, власти направляли в Лампедузу военные корабли и вертолеты. В итоге, из-за заявления всей Европы о том, что она больше не принимает иммигрантов на острове был поднят бунт и подожжен миграционный центр. В сентябре того же года Европейским Союзом было принято решение о выделении дополнительных средств «для агентства Frontex (Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов Европейского Союза), которое занимается охраной внешних границ союза» и финансовой поддержки стран Северной Африки, [3] помогая им с пропитанием и приютом с одной целью: остановить их намерения покинуть свою родину. [11] С такими мерами правительства, направленными на депортацию всех беженцев из страны, не все были согласны. Намечался внутренний раскол: в отставку подал заместитель министра внутренних дел Италии, Альфредо Мантовано и мэр Мандурии, Паоло Томмазино. В ноябре 2011 г. правительство ушло в отставку, чему способствовала неудовлетворительная экономическая ситуация и иммиграционная политика страны.

Еще одной проблемой современного периода в области иммиграции является нерешенный вопрос с сезонными рабочими. Каждую зиму около 4 000 мигрантов приезжают в Италию на сбор урожая цитрусовых. Несмотря на то, что они выполняют тяжелый труд, условия их пребывания в стране ужасны: заброшенные дома или бидонвили, минимальная оплата труда. Такие условия являются причинами плохого состояния здоровья рабочих, врачи ежедневно принимают около 40 рабочих с различными болезнями. Amnesty International назвала такое отношение к мигрантам эксплуатацией. Они ничего не представляют для правительства, так как в отношении них нет кадровой политики. Европа не желает замечать сезонных рабочих-мигрантов, несмотря на то, что они благодаря их труду сельское хозяйство Италии относительно стабильно развивается.[4]

Вследствие развития такой негативной иммиграционной ситуации в Итальянской Республике, Ассоциация правовых исследований по вопросам миграций 14 января 2013 [6] года предложила внести некоторые изменения в иммиграционное законодательство Италии по вопросам упрощения въезда, выезда и депортации; внедрения механизма регуляризации каждого иммигранта, имеющего в стране свой бизнес или семью (родственников); идентификации и депортации; предоставления убежища на всех границах; недискриминации по вопросам права; эксплуатации. [9]

Заключение

Таким образом, в настоящее время странами-поставщиками итальянских иммигрантов, в основном, являются Румыния, Албания и бывшая Югославия. Большинство иммигрантов предпочитают селиться на Северо-востоке Италии, по причине существования более развитых по сравнению с другими регионами страны условий трудоустройства. Из Латиноамериканской группы и у филлипинов иммигрантами в большинстве являются женщины, тогда как африканской и западноевропейской группах среди иммигрантов преобладают мужчины, кроме Польши, Румынии и Эфиопии. Возрастная категория иммигрантов составляет от 18 до 39 лет. Чаще всего иммигрирует один из членов семьи, чем все члены семьи. Главной проблемой развития иммиграционной политики Италии на современном этапе, как и ранее, является большое количество нелегальных иммигрантов и отношение к ним со стороны правительства. Из-за слишком строгого и пренебрежительного отношения к иммигрантам, в Италии все чаще стали возникать трудности с общественным порядком и стабилизацией общественного мнения, которое с одной стороны проявляет сочувствие к иностранным гражданам, а с другой стороны желает немедленной их депортации. Данные проблемы вытекают их трех недостатков итальянской системы иммиграционного законодательства: первый — слабая охрана государственных границ, второй — недостаточно эффективная нормативная база, третий — складывание больше враждебного общественного мнения.

Список источников и литературы:

  1. Гребенкина И. В. Политика Италии в отношении нелегальных мигрантов после «арабской весны»: опыт для России. С. 70. <http://dis.podelise.ru/pars_docs/diser_refs/97/96139/96139.pdf>. Дата обращения: 13.11.2013.

  2. Италия. От Первой ко Второй Республике //Под ред. Т.В. Зоновой. М.: Весь мир. 2011 г. С. 71.

  3. Европа с помощью Frontex усиливает охрану границ . < http://rus.delfi.lv/news/daily/europe/evropa-s-pomoschyu-frontex-usilivaet-ohranu-granic.d?id=40639379 >.Дата обращения: 12.11.2013.

  4. Италия: сезонные рабочие, которых не хотят замечать. <http://ru.euronews.com/2013/02/15/italy-s-migrant-slavery/>. Дата обращения: 12.11.2013.

  5. Мэр Лампедузы: «На острове идет война».< http://ru.euronews.com/2011/09/21/migrants-scuffle-with-police-on-lampedusa-island>. Дата обращения: 12.11.2013.

  6. Реформа иммиграционного законодательства Италии: внесены предложения. <http://www.studiolegalegrasso.net/ru/2013-01-proposte-di-riforma-della-legge-sull-immigrazione-in-italia/>. Accessed 13.11.2013.

  7. Disposizioni per la formazione del bilancio annuale e pluriennale dello Stato. 27 dicembre 2006. N. 296.<http://www.europare.com/files/leggi/Legge-27-dicembre-2006-n296.pdf>. Accessed 13.11.2013

  8. Boca D.D., Venturini A. Italian Migration//Discussion Paper № 938. Bonn: IZA. 2003. P. 22-24

  9. Il manifesto ASGI per riformale la legislazione sull’immigrazione. <http://www.asgi.it/home_asgi.php?n=2571&l=it >. Accessed 13.11.2013.

  10. Immigrazione. Dossier Statistico 2000. Progetto intercultural// Anterem, Roma: Caritas di Roma. 2000. P. 122.

  11. Italy and migration. Fear of foreigners. <http://www.economist.com/node/18285932>. Accessed 13.11.2013.

Межэтническое и межконфессиональное взаимодействие, Человеческое измерение международных отношений