Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Основные формы и направления международного сотрудничества в сфере кинематографа

Аннотация. Сотрудничество в сфере кинематографа сегодня является одним из основных направлений деятельности в рамках международной культурной политики. Кинематограф, принадлежащий к наиболее зрелищным и массовым видам искусства, является инструментом реализации целей публичной дипломатии, и эта популярная сфера взаимодействия по-прежнему обладает потенциалом для дальнейшего развития. Тем не менее, полноценных исследований международной составляющей киноиндустрии на данный момент нет, поэтому эта сфера представляет собой особый интерес. В данной статье предпринята попытка выявления, упорядочивания и систематизации существующих на данный момент форм и направлений международного сотрудничества в сфере кинематографа. Большое разнообразие форм условно разделено по группам на двухсторонние и многосторонние, для наглядности подтвержденных примерами. Кроме того, в работе исследуются основные механизмы международного сотрудничества и основные институты его реализации на примере современной кинематографической деятельности различных стран, преимущественно России.

Ключевые слова: кинематограф, международное культурное сотрудничество, формы международного сотрудничества, направления международного сотрудничества.

Abstract. Cooperation in cinema production is nowadays one of the most important spheres of action regarding conduction of international cultural policy. The cinematography is one of the most spectacular and popular kinds of art, and it is perfect as a tool for achieving the goals of public diplomacy. Besides, it has become a popular field of communications, while still having great potential for further development. Nevertheless, at the moment no significant studies of the international component of cinematography have been undertaken, and that is why the topic appeals to be of special interest. In this research the author has made an attempt to pinpoint and distinguish the existing forms and spheres of cooperation and to systematize them. All the diversity of forms of cooperation is divided into two groups based on whether they are bilateral or multilateral, and all of them are accompanied with examples for the demonstrativeness. Besides, the author studies the main mechanisms of the international cooperation and main institutes of its realization in different countries, mainly in Russia.

Keywords: cinematography, international cultural cooperation, forms of international cooperation, spheres of international cooperation.

Введение

Кинематограф, едва ли не самая молодая отрасль международного взаимодействия (за исключением сферы Интернета), на сегодняшний день представляет собой одну из наиболее зрелищных отраслей культуры, привлекающей внимание практически всех категорий населения в подавляющем большинстве стран. За относительно небольшой промежуток времени у данной отрасли в межмировом значении сформировался собственный багаж достижений, выработались общемировые критерии оценок, моральные ценности, системы жанров и рейтингов. Как и прочие отрасли культурного взаимодействия, кинематограф является носителем элементов национальной культуры (а также наглядно свидетельствует о существующих представлениях о других культурах). Несмотря на это, на данный момент нет исследований, посвященных именно международной составляющей кинематографа, и данные о всех взаимодействиях в этой сфере пребывают в несколько хаотическом виде.

Принадлежащая В.И.Ленину цитата «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» [7, c. 19] на долгое время стала своеобразным девизом развития кинематографа в СССР. В своё время это высказывание характеризовало значение кинематографа, во-первых, для утверждения социалистических идей внутри государства в понятной для населения форме, во-вторых, для продвижения социалистических идеалов по всему миру среди зарубежной аудитории, незнакомой с русским языком. Сегодня же необходимость продвижения отечественного кинематографа на зарубежный рынок, поощрение проведения российский кинофестивалей в других странах и совместное кинопроизводство позиционируются как приоритетные задачи в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества Российской Федерации с другими странами [18].

Актуальность настоящего исследования определяется двумя составляющими: актуальностью изучения и систематизации происходящих в международном масштабе кинематографических событий и важности данного вида сотрудничества с точки зрения публичной дипломатии стран и реализации политических целей. Объектом данного исследования является сфера международного культурного сотрудничества, непосредственным предметом — международное сотрудничество в сфере кинематографа как таковое.

Обзор литературы и документальных источников

Большинство посвященных кинематографической сфере исследований касаются в первую очередь история развития кинематографа как такового. Существуют исследования, посвященные отдельным элементам кинематографической сферы — фестивалям (например, книга Плахова А.С. Страсти под пальмами) или международным премиям (исследование Е. Леви All About Oscar: The History and Politics of the Academy Award), однако они не дают полной картины многогранного сотрудничества в сфере кинематографа. Существует множество книг, посвященных фильмам определенных жанров или деятельности конкретных режиссеров, однако ясно, что даже с учетом описания международных взаимодействий в контексте создания того или иного кинопроекта, это не будет полноценным отражением существующего многообразия форм взаимодействия. Автор не преуспел в поисках труда о международной составляющей кинематографа, поэтому основывал свою работу на анализе посвященных отдельным элементам исследований, а также на огромном количестве информационно-новостного материала по теме.

Источниковую базу исследования составили международные двухсторонние и многосторонние договоры, государственные документы, документы кинематографических организаций, официальная статистика специализирующейся на кинематографических статистических исследованиях компании MovieResearch. «Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве» и двухсторонние соглашения о копроизводстве Российской Федерации и отдельных европейских стран позволили проанализировать ситуацию с международным сотрудничествам в рамках Евросоюза, для представления о положении кинематографа в реалиях современной внешней политики России был использован документ «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества», для изучения двухсторонних договоров были использованы «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о культурном сотрудничестве» от 6 февраля 1992 года, «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады об отношениях в аудиовизуальной сфере» от 5 октября 1995 года, «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области кинематографии» от 28 ноября 2002 года, «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в области кинематографии» от 7 июля 2004 года, «Соглашение о совместном фильмопроизводстве» от 14 ноября 2008 года. Кроме того, в работе были использованы стенограммы заседаний судебной комиссии по правам человека, разбиравшей дело 1982 года о записи видео на кассеты как о нарушении авторских прав, а так же кинематографические кодексы, регулирующие процесс кинопроизводства на том или ином этапе его развития.

Кроме того, в виду специфической темы исследования и необходимости фактически с нуля проводить анализ происходящих событий и их систематизацию, в работе использовалось множество электронных интернет-ресурсов. Основное внимание уделялось официальным сайтам связанных с кинематографической индустрией организаций, кинокомпаний, официальных представителей представляющих национальный кинематограф организаций (Фонд Кино, MPAA, IATSEE, Международной Гильдии Кинооператоров и т.д.), официальные сайты кинофестивалей и Bit-Torrent-индексаторов. Кроме того, использовались статьи зарубежной прессы (The Washington Post, BBC, RFI, РИА-новости), специализированные информационно-кинематографические порталы (FilmPro, Kinote), посредством анализа статей которых можно получить информацию о новых изобретаемых формах сотрудничества, которые так же подчиняются классификации и исследованию.

Постановка цели и задач

Таким образом, целью данного исследования является изучение форм и направлений современного международного сотрудничества в сфере кинематографа.

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

• Исследовать основные механизмы международного культурного сотрудничества в сфере кинематографа

• Определить основные институты реализации этого сотрудничества

• Выявить формы международного сотрудничества в сфере кинематографа

• Выявить основные направления сотрудничества

• Определить роль сотрудничества в сфере кинопроизводства в процессе современного межкультурного взаимодействия.

Описание исследования

Все формы в сфере кинематографического международного сотрудничества можно поделить в зависимости от количества вовлеченных в процесс участников на двустороннее и многостороннее сотрудничество.

Двусторонние формы сотрудничества подразумевают участие в процессе двух заинтересованных сторон. Подобное взаимодействие может происходить на государственном или на неправительственном уровнях (при содействии международных или национальных неправительственных организаций), или же представлять собой сотрудничество представителей официальных органов власти и неправительственных структур — в этом плане кинематографическая сфера обладает достаточной для разнообразия контактов гибкостью. С развитием института международных культурных договоренностей, всё больше стран сегодня заключают двусторонние договоры о взаимном развитии культурных связей, создавая, таким образом, институциональную базу для укрепления сотрудничества. Фактически большинство из них означают лишь проходную стадию культурной интеграции, влекущую за собой, тем не менее, определенные последствия в сфере развития кинематографа. Однако существуют договоры, учреждающие совместные киноакадемии — весьма популярная в последние годы форма международного сотрудничества. В 2011 году Фондом Кино (Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии) и Национальным центром кинематографии Франции была учреждена Франко-российская киноакадемия [36], в 2012 году Фондом Кино и Министерством культуры Италии была учреждена Российско-итальянская киноакадемия [35], в этом же году учредили Русско-немецкую академию [6]. Целями деятельности подобных учреждений являются не только такие основополагающие элементы, как сотрудничество, ко-продукция, предоставление возможностей молодым деятелем кинематографа, сохранение культурного наследия, но и более конкретные — реализация совместных проектов, организация и проведения тематических встреч, семинаров по сближению представителей кинематографических профессий двух стран, мероприятий по снижению языкового барьера и мастер-классов [13]. Среди основных направлений их деятельности — взаимное распространение продукции отечественного кинематографа на территории страны-партнера, создание фильмов при сотрудничестве кинокомпаний, сохранение кинематографического наследия и проекты по реставрации фильмов и создание образовательных программ для учащихся кинематографических вузов обеих стран [49].

Подобные соглашения является наглядным примером двустороннего сотрудничества в области кинематографа не только между представителями правительственных структур, но и на негосударственном уровне. Кроме того, они выделяют роль Российского Фонда Кино как основной движущей силы в заключении международных кинематографических контактов. Фонд Кино — официальное «лицо» русского кинематографа, обращенное к зарубежным партнерам, наряду с ОАО «РОСКИНО» и Департаментом кинематографа в Министерстве Культуры Российской Федерации [41].

Другой формой двустороннего взаимоотношения, вовлекающей представителей различных сфер культурной деятельности в кинематографической среде, являются двусторонние международные форумы. Они могут быть как общетематическими, так и узкоспециализированными, для представителей отдельных сфер и стадий создания кинопродукта. Например, ставший памятным событием в российско-британском сотрудничестве Российско-британский кинофорум по ко-продукции и дистрибьюции, проведенный в 2011 году в рамках пятого Лондонского фестиваля Российского кино [39]. Подобные мероприятия (как и многосторонние форумы) призваны не только провозгласить и засвидетельствовать принципы сотрудничества, но и стать площадкой для знакомств продюсеров, сценаристов, режиссеров, представителей различных кинокомпаний для создания личных деловых контактов и укрепления межкультурных связей на неофициальном коммерческом деловом уровне.

Следующий один вид двустороннего сотрудничества — кинообмены в рамках распространенной практики перекрестных годов. Результатами подобных договоренностей помимо прочего являются проводимые в двустороннем порядке фестивали, призванные нести взаимно просветительские функции. Их организацией занимаются культурные центры, реализующие интересы государства за рубежом. Французский Институт в Санкт-Петербурге проводит целый ряд различных мероприятий по распространению французской культуры (Институт финансируется МИДом Франции и оказывает непосредственное содействие развитию сотрудничества между Францией и Россией в вопросах образования и культуры). Среди прочих — регулярно устраиваемые Недели французского кино, которые проводятся не только в крупных городах, но и в местах несколько более отдаленных, таких как Новгород, Вологда, Калининград, Петрозаводск, Нарьян-Мар и Мурманск [38].

Во всех вышеприведенных примерах в той или иной степени присутствует государственное регулирование вопросов сотрудничества. При этом нельзя не заметить, что во многих развитых странах наряду с ответственными государственными структурами существует некая организация, которой передается большинство полномочий по кинематографическому сотрудничеству, и которая при этом обладает определенной долей независимости, приватизируя сферу кинематографа. Фактически, почти все касающиеся кинематографической сферы мероприятия проходят под её эгидой или с её одобрения. В Российской Федерации такую функцию выполняет Российский Фонд Кино, в Англии — Британский Институт Кино, в США — Американский институт кино, кроме них существуют Финский и Шведский институты киноискусства и т.д. Подобным организациям отводится лидирующая роль в вопросе международного сотрудничества, в их главных функциях и проявляются его принципы.

Однако наряду с вышеперечисленными формами взаимодействия — принимая во внимание относительную независимость этих кинематографических структур и тот факт, что они всё же контролируют не всю сферу — существует также множество форм, в которых непосредственно не принимают участия представители государственных структур. Инициаторами подобных мероприятий изначально тоже являлись организации типа Фонда Кино, однако по прошествии времени они стали достаточно самостоятельными для того, чтобы рассматривать их отдельно. Прежде всего стоит сказать об уже упоминавшихся «неделях кино» и прочих фестивалях, достаточно небольших для того, чтобы вопрос их организации не затрагивал высокие структуры. Хорошим примером подобного взаимодействия являются встречи лиц определенного круга кинематографических профессий. Проводящиеся в Италии «Профессиональные продюсерские встречи», собирающие выдающихся российских и итальянских продюсеров, несмотря на присутствие официальных лиц, скорее должны быть отнесены к типу негосударственного сотрудничества [48] — по этому же принципу организуются встречи и других кинематографических профессий. Весьма популярной (в виду легкости организации) является такая форма международного сотрудничества, как организация тематических научных семинаров или круглых столов для предоставления возможности для дискуссии представителей различных кинематографических традиций (например, прошедший в Тбилиси круглый стол по теме «Национальный кинематограф в эпоху мировой глобализации» с участием грузинских и азербайджанских специалистов в области кино [10]).

Рассмотрим далее аспекты международного сотрудничества, связанного с совместным созданием кинопроектов. К этому вопросу можно подойти с разных сторон. Во-первых, сюда относится создание фильмов в результате двусторонних соглашений усилиями нескольких кинокомпаний, и примеров такому взаимодействию множество — трудно в наше время интернационализации обнаружить более-менее значимый для мирового кинематографа фильм, создатели которого в процессе съемок ограничиваются одной страной и не прибегают к помощи посторонних партнерских кинокомпаний. Несколько интереснее такое явление, как создание усилиями одной кинокомпании фильмов о культуре другой страны. Договоренности о съемках неизбежно ведут за собой сотрудничество в юридической сфере, а элементы традиций и быта становятся частью зарубежного фильма и являются своеобразным портретом страны для его зрителей. Более того, такие фильмы могут быть по сути своей документальными и сняты не официальными кинокомпаниями, а, например, съемочной группой, состоящей из журналистов и исследователей. Таковым, например, является проект документального фильма швейцарских журналистов — фильм снят на итальянском языке и посвящен достопримечательностям, культуре и традициям населения Еврейской автономной области [51]. Подобные кинопроекты представляют собой великолепный способ познакомить представителей одного государства с историей и особенностями другого — наглядная реализация межкультурных контактов. Они могут создаваться как по государственному заказу, так и для достижения научно-исследовательских целей и донесения результатов до широкого круга зрителей. Целью подобных мероприятий может стать как освещение событий с определенной точки зрения и в определенном свете, так и независимый и объективный рассказ, который может идти вразрез с привычным представлением. Во втором случае речь идет о независимых съемочных группах, которые могут действовать из своих собственных убеждений и моральных побуждений или же полагаться на поддержку исследуемого государства, если оно заинтересовано в определенной интерпретации событий.

Если мы обратим наше внимание на многосторонние формы международного сотрудничество, в первую очередь необходимо оговорить, что многие из которых представляют собой просто многостороннюю версию указанных выше двусторонних форм сотрудничества. Одна из наиболее ярких и знакомых нам форм — международные кинофестивали, наиболее престижными из которых считаются получившие аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров, на сегодня таковых насчитывается 52. Среди них наиболее известными можно назвать Берлинский, Каннский, Шанхайский, Московский кинофестивали, кинофестиваль в Карловых Варах, кинофестиваль в Локарно и другие [33]. Среди других наиболее известных конкурсных фестивалей стоит упомянуть также о Венецианском, изначально отличающемся политической составляющей, однако сегодня носящем звание одного из самых престижных международных фестивалей [28] [50], и Каннском фестивале, созданном в противовес фашистской идеологии Венецианского конкурса на заре его создания, и сегодня также представляющем интерес для любого интересующегося кинематографом и международными культурными взаимоотношениями [40]. Интересно, что на обоих этих фестивалях с некоторых пор работают Российские павильоны, которые являются официальными представительствами России [17] [34]. Помимо фестивалей игровых фильмов, существуют также аккредитированные фестивали специализированных и неконкурсных игровых фильмов, а также фестивали документальных и короткометражных фильмов. В рамках международных фестивалей проводятся мастер-классы на кинематографическую тематику, что тоже является формой взаимодействия и диалога — например, мастер-класс «Кинопоезд» в рамках международного фестиваля Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого» [5], формат которого весьма необычен — молодые участники-кинематографисты из разных государств Европы в течении двух недель путешествовали в поезде по маршруту «Москва-Владивосток», снимая короткие документальные фильмы о России, в последствии смонтированные в единый фильм, продемонстрированный на Каннском кинофестивале. Кроме того, в рамках этого фестиваля в 2008 году во Владивостоке был организован киносаммит «Евразия», где были организованы форумы, круглые столы и мастер-класс «Копродукция как бизнес-стратегия» [14].

В разговоре о международных кинофестивалях и премиях отдельно стоит сказать о связанных с зарубежным кинематографом номинациях национальных премий. Всемирно известна номинация «Лучший фильм на иностранном языке» американской кинопремии Оскар, где каждый год представляется один из наиболее удачных зарубежных фильмов. В качестве удачного примера можно привести первого победителя данной номинации, итальянский фильм “La Strada” («Дорога»), получивший награду в 1956 году (год основания номинации), выведший режиссера Федерико Феллини на международный уровень и закрепивший за ним звание одного из самых талантливых режиссеров своего времени [2, c. 209].

Весьма своеобразной формой международного сотрудничества являются так называемые кино-рынки, которые являются площадкой для открытого взаимодействия представителей кинематографической отрасли — продюсеров, агентов-распространителей, покупателей и продавцов современных технологий, подходов и методов. Наиболее значительными являются American Film Market [8], European Film Market [30] и Asian Film Market [27].

Сами по себе международные (созданные при поддержке правительства или без него) организации, связанные с вопросами кинематографа, также является формой международного сотрудничества. Известная Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров включает в себя 30 ассоциаций кинопродюсеров из 27 стран и занимается, помимо аккредитации международных фестивалей, решением таких прикладных вопросов кинематографа, как: вопросы законодательства в сфере авторского права и интеллектуальной собственности; проблемы стандартизации технологий, применение современных цифровых технологий и результаты их применения; вопросы СМИ и механизмы частных и общественных путей финансирования кинематографии [32]. Кроме того, значительное влияния на мир кинематографа оказывают структуры, созданные при общепризнанных влиятельных организациях, одним из направлений деятельностью которых является культурное взаимодействие. Например, существующий с 1998 года Европейский фонд поддержки кино Eurimages, который был основан Советом Европы с целью поддержки совместного производства и распространения европейских фильмов [15], включает в себя 36 государств-членов и преследует культурную цель поддержки европейских фильмов и экономическую цель инвестирования в кинематографическую индустрию (с момента своего основания фонд способствовал созданию уже 1349ти фильмов) [37].

Важной формой международного сотрудничества являются международные выставки, которые реализуют деятельность по научному и технологическому направлению и способствуют обмену технологиями. Европейская регулярная Международная выставка достижений в области кино и фотографии (Photokina, действующая с 1950 года) собирает представителей различных компаний из более чем 45ти стран [29], а международная специализированная выставка «Кино. Свет и звук», менее масштабная, но не менее значимая, демонстрирует современные технологии и материалы для кинотехники [3].

Одной из наиболее доступных для широкой общественности форм международного сотрудничества является прокат фильмов в зарубежной аудитории. Эта составляющая кинематографической реальности с легкостью регулируется национальным законодательством — например, для поддержания отечественной киноиндустрии в феврале 2013 года в Госдуму был внесен на рассмотрение законопроект «О кинематографии в Росии», суть которого заключается во введении квот на прокат зарубежных фильмов и во введении ограничений на съемки кинофильмов в России [42]. Подобная инициатива выглядит сомнительной и с точки зрения международного сотрудничества — ограничения на кинопроизводственные процессы зарубежных компаний в России могут негативно отразиться на имидже нашей страны и вряд ли приведут к повышению интереса российских жителей к отечественному кино. Стоит отметить, подобные меры воздействия на сознание населения при должном уровне продуманности действительно можно было бы назвать эффективными, но исключительно до эпохи распространения Интернета — за последние двадцать лет количество посещений кинотеатров сократилось в десятки раз [12]. Причин подобного сокращения несколько, одной из них является широкое распространение Интернета — по статистике, 95% интернет-пользователей смотрят кино бесплатно онлайн или скачивая их с интернет-ресурсов (торрент-сайтов) или в локальной сети [4]. Можно сказать, что с распространением Интернета международное культурное сотрудничество в сфере кинематографа в той его части, которая касается ознакомления с зарубежными фильмами, значительно облегчилось. Благодаря торрент-сайтам любой человек, имеющий доступ к Интернету, может скачать любой доступный в сети фильм — одним из главных преимуществ при этом является возможность просмотра фильма в оригинале, без переводов. Это не только способствует изучению иностранных языков, но и позволяет понять некоторые теряющиеся при переводе национальные особенности. Крупнейшим на данный момент BitTorrent-индексатором является находящийся на 74 месте в мировом рейтинге популярности сайтов The Pirate Bay.se [16], где на данный момент зарегистрировано около 6 миллионов пользователей, однако, так как регистрация не является обязательной для скачивания, число посетителей сайта значительно больше (по данным официального сайта, более 70 млн пиров (участников файлообменного процесса) [26]. Наиболее известный русский торрент-сайт — RuTracker.org, где зарегистрировано 12,8 млн пользователей и чей контент составляет 1,3 млн раздач [25]. Некоторые представители медиа-пространства уже оценили невозможность сохранить в XXI веке неприкосновенность материалов посредством утверждения авторских прав и поменяли политику на наиболее благоприятную для интернет-пользователей, самостоятельно выкладывая информационный контент (книги, музыка, фильмы) в Интернет.

Исходя из выявленных форм международного культурного сотрудничества в сфере кинематографа можно выделить несколько основных его направлений. В первую очередь необходимо сказать о научно-образовательном направлении. Большинство двусторонних и многосторонних профессиональных форумов, круглых столов и мастер-классов направлены не только на укрепление международных связей, но и на ознакомление с опытом зарубежных партнеров. Речь идет не только о художественной составляющей, но и о технической стороне. Хорошо это направление можно проиллюстрировать уже упоминавшимися в работе профессиональными международными встречами — например, “Профессиональные продюсерские встречи” в Италии. Не менее информативными в плане технической составляющей являются международные выставки достижений — в частности, международная европейская выставка Photokina, посвященная видеотехнологиям.

Наиболее эффективным с точки зрения обмена опытом является деятельность профессиональных гильдий. IATSE International (International Alliance of Theatrical Stage Employees) — профсоюз, объединяющий технический и обслуживающий персонал кино- и телестудий, является крупнейшим в своем роде — количество членов организации превышает 113 000 [1]. Созданная в 1893 году организация в прямом смысле слова была непосредственно вовлечена в стремительное развитие кинематографического искусства в XX веке, активно расширяясь по географическому принципу, становясь действительно международной [19]. Организация объединяет большое количество локальных подразделений, объединяющих технический персонал киностудий по профессиональному признаку (среди прочих такие как: Объединение костюмеров, Объединение механиков киностудий, Объединение гримеров и стилистов-парикмахеров и т.д. [22]). Одним из основных направлений деятельности организации является образовательная деятельность — IATSE предоставляет возможность повышения квалификации, организует тренинги, является организатором программы LEAP (Labor Education Assistance Program — Программа помощи в получении трудового образования), которая обеспечивает финансовую поддержку всем образовательным инициативам локальных, региональных и международных подразделений, а так же обеспечивает вовлечение в профессиональную деятельность молодых специалистов-кинематографистов и предоставляет им дополнительную возможность обучения курсах [20] [21]. IATSE спонсирует все свои Гильдии и Объединения для организации курсов по повышению квалификации, лекций и семинаров именитых специалистов, тренингов, кроме того, ими проводится постоянный мониторинг в сфере научно-технического кинематографического прогресса с целью предоставления своим членам любой информацию по интересующему вопросу [31]. Кроме того, IATSE сотрудничает с InfoComm International — международной ассоциацией, обеспечивающей общемировое сотрудничество в профессиональных аудивизуальных и информационных отраслях [24]. Ассоциация реализует свою деятельность в трех основных направлениях: образование (проведение технических и бизнес-курсов различных тематических направленностей, проводимые как в форме лекций и семинаров, так и онлайн для отдаленных обучающихся, проведение экзаменов), ресурсы (предоставление материалов для обучения, ввод единой международной системы профессиональной квалификации, обеспечение информации о последних исследованиях рынка и т.д.) и события (организация встреч с выдающимися профессионалами, проведение национально-ориентированных программ) [24].

Помимо международных, свой вклад в научное направление международного сотрудничества вносят и национальные профессиональные гильдии. В частности, Producers Guild of America (Гильдия продюсеров Америки), в составе которой функционирует Международная комиссия, призванная осуществлять контакты с зарубежными представителями киноиндустрии [52]. Гильдия объединена партнерскими отношениями со многими кино-организациями по всему свету — с Гильдией кино- и телепродюсеров Индии, с Ассоциацией независимых продюсеров в Сингапуре, с Ассоциацией аудиовизуальных продюсеров в Чехии, с Корейской Ассоциацией кинопродюсеров и т.д. Помимо прочей деятельности, Комиссия организует программу ProShow, которая на конкурсной основе предоставляет победителям-начинающим продюсерам возможность продвижения в мире кинематографии [53]. Американская Ассоциация Киноиндустрии, объединяющая несколько крупнейших кинокомпаний США, так же позиционирует международное сотрудничество как одно из приоритетных направлений [54], Ассоциация сотрудничает с правозащитными и другими организациями более чем в 30ти странах мира, кроме того, именно она регулирует рейтинговые системы общемирового кинопроката [55]. Она принимала участие во многих связанных с вопросом авторских прав судебных процессах (интересно, что процессы так же могут рассматриваться как своеобразная «форма» международного сотрудничества) — например, в 1982 году на процессе, осудившем видеозаписывающие кассетные устройства [56].

Другой важной составляющей научно-образовательского направления являются программы студенческого обмена и международные образовательные учреждения в сфере кинематографа. В мире существует множество международных кинематографических школ, осуществляющих обучение студентов из разных стран и активно использующих каналы международного студенческого обмена. Одной из самых известных школ является EICAR — The International Film & Television School (Международная школа кинематографии в Париже), поддерживающая связи со многими зарубежными кинематографическими институтами с одной стороны (Калифорнийский Университет в Лос-Анжелесе, Санкт-Петербургский Государственный Университет Кино и Телевидения) и с образовательными структурами крупнейших международных компаний с другой (основные — Apple и Kodak) [57]. Говоря о нашей стране, и у Московской Международной Киношколы, и у Санкт-Петербургского Государственного Университета Кино и Телевидения на данный момент существует несколько международных студенческих проектов с различными зарубежными институтами, направленные на улучшение образования и налаживание профессиональных контактов [58] [59]. Американский проект FilmSchool.org предоставляет целый список заслуженных международных кинематографических школ: Лондонская Академия Кино, Лондонская Кинематографическая школа, Мумбайская Академия Кино, Кинематографическая школа Ванкурвера и т.д., кроме того, упоминает несколько кино-факультетов образовательных учреждений международного масштаба — такие как Драматическое отделение Академии Искусств в Сербии или Балтийская школа кино и медиа, находящаяся в Эстонии [60].

Другим очевидным направлением международного сотрудничества является сотрудничество в сфере творчества, заключающееся прежде всего в совместном создании кинопроектов — большинство выходящих сегодня на экраны фильмов является копродукцией нескольких кинокомпаний. 2 октября 1992 года в Страсбурге была принята Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве, ратифицированная более 40 государствами-членами совета Европы [11]. Конвенция касалась условий многостороннего совместного производства в сфере кинематографа и на сегодняшний день является одной из основных документальных основ для двух- и многостороннего сотрудничества. В частности, она является первым и основным документом в правовой и законодательной основе российского понимания совместного кинопроизводства. Кроме того, документационную базу составляют двусторонние соглашения стран — в случае с нашей страной это «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады об отношениях в аудиовизуальной сфере» от 5 октября 1995 года, «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области кинематографии» от 28 ноября 2002 года, «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в области кинематографии» от 7 июля 2004 года, «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о культурном сотрудничестве» от 6 февраля 1992 года; «Соглашение о совместном фильмопроизводстве» от 14 ноября 2008 года [61]. Кроме того, ведутся переговоры по заключении договоров с Чили, Венесуэлой, Индией, Китаем и Германией. Подобного рода двусторонние соглашения заключают между собой все заинтересованные в совместном кинопроизводстве страны — документальная база в значительной степени облегчает бюрократические формальности, укрепляет международные связи в целом и обеспечивает свободу творческого самовыражения. Так как в случае совместного кинопроизводства происходят непосредственные контакты представителей разных наций и, следовательно, менталитетов, это способствует не только улучшению взаимопонимания, но и создает оригинальный конечный кино-продукт, являющий собой отражение особенностей менталитетов и характеров разных наций, с их индивидуальными исторически сложившимися взглядами на кинематограф.

И, наконец, третьим основным направлением международного сотрудничества является экономическое взаимодействие. Совместное кинопроизводство, помимо несомненных культурных, творческих и научно-образовательных преимуществ, имеет и ряд экономических вопросов, которые требуют четкого документационного определения. Экономическая сфера взаимодействия обговаривается, прежде всего, в уже упомянутых международных соглашениях о совместном кинопроизводстве. Финансовое теме уделяется значительное внимание в «Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве» (Гл. II, статьи 6 («Доля вклада каждого сопродюсера»), 9 («Финансовое участие в совместном производстве»), 10 («Общий баланс»), отдельно оговариваются условия экспорта совместных кинематографических произведений (Гл. II, статья 13 («Экспорт») [11]. Подобные же статьи, касающиеся экономических вопросов, встречаются и в большинстве двусторонних международных соглашений — это облегчает финансирование фильмов и в какой-то мере дает представление о финансовом позиционировании кинопроизводства в каждой стране. Совместное инвестирование предполагает четкое документационное оформление. В России Фонд Кино принимает непосредственное участие в финансировании совместных кинопроектов на конкурсной основе — его целью является финансовая поддержка полнометражных картин, рассчитанных на международный кинотеатральный прокат [62]. Понятно, что финансирование фильмов является своего рода методом воздействия на общемировую кинопродукцию — регулируя финансирование совместных и зарубежных проектов исходя из их соответствия национальным идеям и моральным установкам, можно влиять на имиджевый образ страны и на национальное представление о зарубежных явлениях (контролируя кинопрокат иностранных фильмов в национальной аудитории).

Заключение

Вместе с активно развивающимися культурными связями в других сферах, развиваются и формы и направления в сфере международного кинопроизводства — за счет их заимствования из других областях и изобретения новых для облегчения культурного диалога. Среди форм международного сотрудничества в области кинематографа следует выделить следующие:

Двусторонние формы сотрудничества, среди которых представлены формы сотрудничества, имеющие в основе государственные отношения и регулирование:

международные соглашения на уровне правительственных структур, отвечающих за сотрудничество в сфере культуры — как декларативного характера, так и договоры о непосредственном создании общей структуры, призванной служить платформой для дальнейших взаимоотношений;

создание международных двусторонних форумов и круглых столов для обсуждения перспектив развития кинематографа и налаживания деловых контактов между представителями национальных кинокомпаний; создание специальных профильных организаций, ориентированных на укрепление сотрудничества в сфере кинематографа;

организация перекрестных «годов культуры» в странах с уделением особого внимания вопросам кинематографа и распространению фильмов на территории другой страны;

двусторонние фестивали кино, чаще всего проходящие в рамках вышеуказанных годов культуры.

Кроме того, среди двусторонних форм сотрудничества можно упомянуть также те, которые не связаны непосредственно с участием представителей государственных органов, хотя и имеют отношение к национальным организациям по поддержке кинематографа:

фестивали формата «недели кино», организуемые чаще всего находящимися в стране культурными центрами другой страны;

двусторонние международные встречи представителей определенного круга кинематографических профессий;

научно-исследовательские семинары;

совместное создание фильмов: создание художественных или научных фильмов посредством сотрудничества нескольких кинокомпаний; создание совместных фильмов на уровне журналистских съемочных групп; создание документальных или научных фильмов от лица одной стороны, посвященных жизни и особенностям другой.

Многосторонние формы сотрудничества, в большинстве случаев представляющие собой те же формы сотрудничества, расширенные до статуса многосторонних:

международные соглашения в области киноискусства;

регулирование кинематографической сферы взаимодействия со стороны международных организаций глобального или регионального характера;

международные фестивали;

международные премии и ориентированные на участие зарубежных фильмов номинации национальных премий;

международные дискуссионные встречи, как посвященных экономической и деловой составляющей кинематографического бизнеса, так и его научному обсуждению. Они выгодно отличается от таковых двусторонней формы взаимодействия количеством участников, однако из-за него часто характеризуется поверхностностью обсуждения вопросов;

создание международных организаций, где представители всех стран-участников занимаются решением возникающих в сфере кинематографа проблем (в том числе, регулирующих прочие совместные усилия государств в этих сферах), и фондов поддержки кинематографа;

создание международных технологических выставок, собирающих достижения со всех стран-участников;

прокат фильмов в зарубежных странах; вовлечение широкой общественности в международные кинематографические связи путем распространения кино-продукции через BitTorrent-индексаторы.

Всё разнообразие деятельности в рамках международного сотрудничества можно подразделить на несколько направлений, среди которых выделяются творческое направление, выражающееся в совместном творчестве специалистов кинематографии при создании международных кинопроектов, и экономическое, касающееся финансирования кинематографической индустрии. Основным же направлением является научно-образовательное направление, осуществляемое главным образом через профессиональные организации и гильдии специалистов кинематографического искусства, как международные по сути, так и национальные, имеющие в своем составе международные комиссии, и посредством студенческих контактов и обменов кинематографических школ. Они ориентированы не только на деятельность по защите прав их членов, но и на их профессиональную квалификацию, на облегчение международного трудоустройства, а международные кинематографические школы усиливают контакты представителей кинематографии разных стран как за счет непосредственного приема многонационального состава студентов, так и за счет большого количества международных программ студенческих обменов.

В XXIм веке кинематограф стал поистине масштабным явлением, объединяющим практически все страны и занявшим заслуженную и неизменную позицию в культурной области как на национальном уровне, так и на международном. Сегодня индустрия кинопроизводства развивается стремительными темпами, и это касается как самого кинематографа (приемов и манер съемок, технического обеспечения, свободы самовыражения и сюжетов), так и международного сотрудничества в этой области. Если принять во внимание, какой популярностью пользуются продукты кинопроизводства в сегодняшнем мире, можно смело заявлять, что данная платформа для выражения мыслей, для ознакомления с культурными традициями и для мягкой или жесткой пропаганды идей непосредственных деятелей кинопроцесса будет столь же активно развиваться и в дальнейшем и имеет далеко идущие перспективы.

Список источников и литературы:

  1. Cieply M. Hollywood Labor Fight Looms as Money for Benefits Wanes. The New York Times. 27 ноября 2011 г. <http://www.nytimes.com/2011/11/28/business/media/hollywood-labor-fight-looms-as-money-for-benefits-wanes.html?pagewanted=1&_r=4&>. Дата обращения: 21.03.13.

  2. Levy E. All About Oscar: The History and Politics of the Academy Award. The Continuum International Publishing Group. 2003. (209)

  3. The 3d International specialized exhibition CINEMA. FLASH & SOUND. International Exhibition Group. <http://www.ieguzexpo.com/page/exhibition/tv/76?lang=en>. Дата обращения: 03.11.12.

  4. 95% российских интернет-пользователей смотрят фильмы в сети бесплатно. 16.03.12. <http://www.ferra.ru/ru/techlife/news/2012/03/16/video-free/>. Дата обращения: 16.03.13.

  5. Артамонов А. Кинопоезд прибыл к океану. 12 сентября 2008 г. <http://zdr.gudok.ru/pub/14/128554/>. Дата обращения: 28.02.13.

  6. Архивная выписка из ЕГРЮЛ ФНС России на октябрь 2012 г. <http://gasu.ogrn.ru/info_egrul/company/3a9f30263f9>. Дата обращения: 15.11.12.

  7. Болтянский Г. М. Ленин и кино. Москва, 1925.

  8. Боровой В. В Калифорнии открылся American Film Market. 08 ноября 2013 г. <http://www.kommersant.ru/doc/2339521>. Дата обращения: 15.11.2013.

  9. Во Владивостоке состоится первый международный киносаммит “Евразия”. 28 августа 2008 г. <http://primafisha.ru/news/news.php?id=27688>. Дата обращения: 28.02.13.

  10. Грузия и Азербайджан — традиции и перспективы сотрудничества в области кино. 12 ноября 2012 г. <http://newsgeorgia.ru/actual/20121112/215328505.html>. Дата обращения: 12.11.12.

  11. Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве, Страсбург, 2 октября 1992 г.

  12. Исследование статистики посещаемости кинотеатров. 30 сентября 2012. <http://www.kinoshkin.ru/kino-i-biznes/issledovanie-statistiki-poseshhaemosti-kinoteatrov/>. Дата обращения: 16.03.13.

  13. Копродукция на VOICES — развитие темы. 10 июля 2011 г. <http://www.proficinema.ru/mainnews/festival/detail.php?ID=109546>. Дата обращения 15.11.12.

  14. Меридианы Тихого — Особенности фестиваля. 23.01.11. <http://www.frihed.ru/m/m/meridianyi_tihogo_-_osobennosti_festivalya>. Дата обращения: 28.02.13.

  15. Министерство культуры Российской Федерации. EURIMAGES — Европейский фонд поддержки кино. <http://www.rus-eu-culture.ru/601/607/>. Дата обращения: 14.11.12.

  16. Мировой Live Whois IP Сервис — информация о хостинге thepiratebay.se <http://ru.myip.ms/view/web_hosting/14479/The_Pirate_Bay.html>. Дата обращения: 30.03.13.

  17. Мойст В. Монетизация мифа: На Венецианской биеннале представлен российский павильон. 30 мая 2013 г. <http://www.gazeta.ru/culture/2013/05/30/a_5362181.shtml>. Дата обращения: 20.09.13.

  18. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества от 18 декабря 2010 г.

  19. Официальный сайт IATSE. <http://www.iatse-intl.org/about-iatse>. Дата обращения: 21.03.13.

  20. Официальный сайт IATSE. IATSE Training Trust. <http://www.iatse-intl.org/member-education/iatse-training-trust>. Дата обращения: 21.03.13.

  21. Официальный сайт IATSE. IATSE Young Workers. <http://www.iatse-intl.org/member-education/iatse-young-workers>. Дата обращения: 21.03.13.

  22. Официальный сайт IATSE. Local Union Directory. <http://www.iatse-intl.org/member-resources/local-union-directory>. Дата обращения: 21.03.13.

  23. Официальный сайт InfoComm International. <http://www.infocomm.org/cps/rde/xchg/infocomm/hs.xsl/index.htm>. Дата обращения: 22.03.13.

  24. Официальный сайт InfoComm International. <http://www.infocomm.org/>. Дата обращения: 21.03.13.

  25. Официальный сайт Rutracker.org. Дата обращения: 18.03.13.

  26. Официальный сайт ThePirateBay.se. Дата обращения: 18.03.13.

  27. Официальный сайт Азиатского кино-рынка. <http://www.asianfilmmarket.org/structure/eng/default.asp>. Дата обращения: 15.11.2013.

  28. Официальный сайт Венецианского Кинофестиваля. History of the Venice Biennale. <http://www.labiennale.org/en/biennale/history/>. Дата обращения: 30.03.13.

  29. официальный сайт выставки Photokina. Zoom in on trends. <http://www.photokina.com/en/photokina/diemesse/index.php>. Дата обращения: 03.11.12.

  30. Официальный сайт Европейского кино-рынка. <http://www.efm-berlinale.de/>. Дата обращения: 15.11.2013.

  31. Официальный сайт Международной Гильдии Кинооператоров. The Digital Cinema Revolution: Canon Cinema EOS, An evening with Larry Thorpe and Vincent Laforet. <https://www.cameraguild.com/training-and-events/training-articles/13-03-01/The_Digital_Cinema_Revolution_Canon_Cinema_EOS_An_evening_with_Larry_Thorpe_and_Vincent_Laforet-3387054130.aspx>. Дата обращения: 21.03.13. Официальный сайт Международной Гильдии Кинооператоров. Training News. <https://www.cameraguild.com/training-and-events/training-articles.aspx>. Дата обращения: 21.03.13.

  32. Официальный сайт организации FIAPF. <http://www.fiapf.org/>. Дата обращения: 21.11.12.

  33. Официальный сайт организации FIAPF. Competitive Feature Film Festivals. <http://www.fiapf.org/intfilmfestivals_sites.asp>. Дата обращения: 21.11.12.

  34. Официальный сайт Российского павильона на Каннском фестивале. <http://www.ruspav.com/>. Дата обращения: 20.09.13.

  35. Официальный сайт Российского Фонда Кино. Russian-Italian Film Academy Is Launched. 11 ноября 2012 г. <http://rcfnews.com/RCF_News.php?full=26&q=italian>. Дата обращения: 13.11.12.

  36. Официальный сайт Российского Фонда Кино. Официальное сообщение о создании Франко-российской академии кино. 11 июля 2011 г. <http://fond-kino.ru/news/academy.php?sphrase_id=1834>. Дата обращения: 11.07.11.

  37. Официальный сайт фонда EURIMAGES. EURIMAGES — European Cinema Support Fund. <http://www.coe.int/t/dg4/eurimages/About/default_en.asp>. Дата обращения: 14.11.12.

  38. Официальный сайт Французского Института. Неделя французского кино. 12 октября 2012 г. <http://www.ifspb.com/rus/news.php?item.290.1>. Дата обращения: 17.10.12.

  39. Первый Российско-британский Форум по ко-продукции и дистрибьюции. 17 ноября 2012 г. <http://kinote.info/articles/5838-pervyy-rossiysko-britanskiy-forum-po-ko-produktsii-i-distribyutsii>. Дата обращения: 17.11.12.

  40. Плахов А. С. Под знаком F. Кинофестивали: художественная публицистика. М.: Столица-Принт, 2006.

  41. РОСКИНО на Венецианском Международном Кинофестивале и Кинорынке. 27 августа 2012 г. <http://www.proficinema.ru/mainnews/festival/detail.php?ID=130088&sphrase_id=149>. Дата обращения: 15.11.12.

  42. Российских фильмов в прокате станет больше в 2013. 5 мая 2013. <http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2013/03/130305_russian_distribution_evolution.shtml>. Дата обращения: 16.03.13.

  43. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады об отношениях в аудиовизуальной сфере от 5 октября 1995 г.

  44. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области кинематографии от 28 ноября 2002 г.

  45. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в области кинематографии от 7 июля 2004 г.

  46. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о культурном сотрудничестве» от 6 февраля 1992 г.

  47. Соглашение о совместном фильмопроизводстве от 14 ноября 2008 г.

  48. Фонд кино и Министерство культуры Италии учредили Российско-итальянскую киноакадемию. 20 ноября 2012 г. <http://feminomics.ru/kultura/cinema/fond-kino-i-ministerstvo-kulturyi-italii-uchredili-rossiyskoitalyanskuyu-kinoakademiyu>. Дата обращения: 20.11.12.

  49. Франко-российская киноакадемия официально учреждена. 26 ноября 2011 г. <http://www.russian.rfi.fr/frantsiya/20111126-franko-rossiiskaya-kinoakademiya-ofitsialno-uchrezhdena>. Дата обращения: 15.11.12.

  50. Шарый А. Венецианский фестиваль как символ истории и современности. 20.03.13. <http://www.svoboda.org/content/article/24692177.html> Дата обращения: 30.03.13.

  51. Швейцарские журналисты снимут документальный фильм о ЕАО. 24 октября 2012 г. <http://eaomedia.ru/news/eao/24.10.2012/235644/shveytsarskie-zhurnalisti-snimut-dokumentalniy-film-o-eao.html>. Дата обращения: 31.10.12.

  52. Chan P. The Producers Guild of America. London Academy of Media Film & TV. <http://www.media-courses.com/blog/the-producers-guild-of-america/>. Дата обращения: 23.03.13.

  53. Официальный сайт PGA. PGA International Committee. <http://www.producersguild.org/?page=intl_committee>. Дата обращения: 23.03.13.

  54. Официальный сайт MPAA. <http://www.mpaa.org/>. Дата обращения: 27.03.13.

  55. Официальный сайт системы рейтингов MPAA. <http://www.filmratings.com>. Дата обращения: 28.03.13.

  56. Hearings Before The Subcomittee on Courts, Civil Liberties, and the Administration of Justice of the Committee on the Judiciary House if Representatives — Home Recording of Copyright Works. 12, 13, 14 апреля, 24 июня, 11 августа, 22 и 23 сентября 1982 г. Стенограмма заседаний. <http://cryptome.org/hrcw-hear.htm>. Дата обращения: 28.03.13.

  57. Официальный сайт EICAR. Partnerships <http://www.eicar-international.com/film-school-partnerships.php>. Дата обращения: 23.03.13.

  58. Официальный сайт Московской Международной Школы. <http://www.mifs.ru/>. Дата обращения: 23.03.13.

  59. Официальный сайт СПбГУКиТ. Международные студенческие проекты СПбГУКиТ 2012 года. <http://www.gukit.ru/ums/projects/2012>. Дата обращения: 23.03.13.

  60. Официальный сайт проекта FilmSchool.org. <http://www.filmschool.org/international/>. Дата обращения: 23.03.13.

  61. Официальный сайт Фонда Кино. Правовая и законодательная основа для совместного кинопроизводства с Россией. <http://international.fond-kino.ru/coproduction/law-base.php>. Дата обращения: 20.02.13.

  62. Официальный сайт Фонда Кино. Финансирование проектов совместного производства Фондом кино. <http://fond-kino.ru/international/coproduction/support/funding.php>. Дата обращения: 22.02.13.

Культурная интеграция