Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Перспективы развития политики мультикультурализма в Канаде

Канада — страна, являющаяся разнородным в культурном, лингвистическом, религиозном и этническом плане обществом. Сегодня Канаду можно отнести к высокоразвитым странам, играющим лидирующую роль в становлении и развитии мирохозяйственных связей и международных отношений. Это обусловлено как взаимодействием с мировым сообществом, так и некоторыми особенностями ее развития внутри страны. Одной из таких особенностей является канадская модель построения многокультурного общества. Концепция мультикультурализма является частью национальной идеи, объединяющей различные слои канадского общества, является государственной политикой Канады.

В октябре 1971 федеральное правительство Канады признало мультикультурализм, как фундаментальную черту канадского общества, провозгласив доктрину «Многокультурность на двуязычной основе». В 1982 г. была принята Хартия прав и свобод (Canadian Charter of Rights and Freedoms), как часть Конституции Канады, в которой одно из главных положений касается необходимости сохранения в стране и расширения культурного наследия различных этнических групп [12]. Хартия прав и свобод запрещает дискриминацию, гарантируя равенство и справедливое отношение ко всем гражданам, независимо от расы, пола и этнической принадлежности. Стоит заметить, что Канада является единственной страной, где принцип многокультурности включили в конституцию, этот факт является прямым доказательством значимости политики многокультурности в канадском обществе [11].

Модель многокультурной политики Канады основывается на следующих принципах: признание культурного многообразия страны в качестве основной характеристики канадского общества; усиление акцент на плюрализме и двуязычном характере канадской культуры; поддержание культурной самобытности этнических меньшинств; взаимодействие федерального, провинциального и муниципального уровней поддержки культуры [9].

Все эти принципы политики в основном имеют поддержку в канадском обществе. Сторонники многокультурности подчеркивают, что игнорирование потребностей и интересов этнических групп может быть опасно для общества, и проводимая правительством политика поддержки многокультурности и этнических меньшинств как раз способствует его объединению. Так, данные опросов показывают, что недавние иммигранты менее привержены регионалистскими взглядам, чем урожденные канадцы [1, c. 21]. Сторонники политики доказывают, что этнокультурные различия не препятствуют формированию единого образа страны, а, напротив, лежат в его основе.

Также стоит упомянуть о преимуществах официального двуязычия, принятого в Канаде, как для отдельных граждан Канады, так и для страны в целом:

Развитие международной торговли. Более 30 стран используют английский, а в 25 — французский в качестве официальных языков, что гарантирует Канаде долгосрочные возможности коммерческого и индустриального обмена с ними

Английский и французский языки считаются «рыночно-контактными языками» в 143 и 49 странах ответственных

Наличие возможности участвовать в делах Содружества и Франкофонии

Получения выгодных условий для развития туризма. Официальное двуязычие способствует тому, что Канада является седьмой среди самых популярных в мире стран для туристов

Привлечение большего числа студентов из других стран, что добавляет в канадскую экономику внушительные средства и позволяет создать дополнительные рабочие места

Лингвистическая инфраструктура Канада открывает возможности для экспорта товаров и услуг — таких, как языковое обучение и двуязычные коммуникации

Личная мобильность в поисках рабочих мест и географическая мобильность владеющих двумя языками [4, c. 119].

В чем же состоит национальная идея Канады? В признании и поощрении культурного многообразия общества. Такая политика создает комфортные условия для существования иммигрантов, и таким образом отчасти решает демографическую проблему Канады. Северные провинции проводят более открытую иммиграционную политику, привлекая людей заселяться на территории с неблагоприятными климатическими условиями. Политику многокультурности можно рассматривать как средний курс между ассимиляцией и самоизоляцией этнических общин. Такая политика содействует безболезненной адаптации в стране новых канадских граждан. Таким образом, политика многокультурности является важнейшим фактором, повышающим привлекательность канадской иммиграционной политики [5, c. 89].

Board-certified abogado de inmigracion en houston texas Houston law firm Adan Vega

Однако, существуют и отрицательные стороны политики многокультурности в Канаде.

К ней отрицательно относится часть франкоканадцев, которые воспринимают ее как стремление подорвать позиции франкоканадцев как «народа — основателя» [6, c. 54].

Квебекцы однако вызвали беспокойство, или даже сопротивление федеральной политике многокультурности c момента ее создания. Это беспокойство во многом обуславливается вторжением федеральных властей во внутренние дела своей провинции.

Многие склонны рассматривать мультикультурализм как уловку для понижения общественного статуса Квебека до этнического меньшинства в условиях господство английской культуры в Канаде. Мультикультурализм, в данном случае, рассматривается, как попытка ослабить французское влияние в Канаде, представляет собой угрозу англо-французскому партнерству.

Тем не менее, Гражданский форум по будущему Канады (Citizens’ Forum on Canada’s Future), основанный в 1991 году, также доложил о беспокойном отношении канадской общественности к политике многокультурности.

В обществе все больше утверждалась идея того, что несмотря на культурное многообразие страна должна оставаться единой, граждане в первую очередь должны считать себя канадцами.

Подавляющее большинство участников форума сказали о том, что заострение внимания на различное происхождение жителей каналы играет скорее отрицательную роль в построении единого канадского общества, для его формирования нужно делать акцент на общих традициях, истории и т.д. Многие говорят о том, что политика многокультурности неправильно расставляет приоритеты политики, направляя их на рассмотрение различного происхождения культурных групп, при этом не создает ни общие символы, ни единое общества, ни единое будущее. Также на проведение такой политики затрачивается много средств из государственного бюджета, хотя эти деньги могли бы идти на социальное или экономическое развитие общества.

Некоторые критики называют политику многокультурности политикой раскола, так как она подчеркивает отличия между этническими группами более активно, чем формирует истинно канадские ценности. Канадская культура и символы отходят на второй план для того, чтобы уступить дорогу другим культурам.

В книге квебекского писателя Нейла Биссондата «Продажа Иллюзий: культ мультикультурализма» (Selling Illusions), опубликованной в 1994 году выносит обвинение против политики многокультурности. Автор выражает свою озабоченность по поводу потенциального раскола канадского общества за счет политики поощрения культурного многообразия. Поощрение правительством этнических различий приводит иммигрантов к принятию “поведения отчуждения” от общей культуры страны. Политика многокультурности стимулирует появление у этнических групп собственного менталитета, увеличивающего барьер между различными этническими группами. Биссондат утверждает, что за счет политики многокультурности вместо помощи в “канадизации” иммигрантов, власти призывают этнические группы цепляться за свою традиционную культуру. Таким образом, политика многольтурности мешает полноценной интеграции этнических групп в канадское общество. Автор предлагает убрать вопросы личной культуры и этничности из компетенции государственных органов, вернуть решения этих вопросов на семейный и личностный уровень. При этом программы и мероприятия по мультикультурализму должны сосредоточиться на борьбе с расизмом, финансировании общественных программ по взаимодействию детей различных этнических групп, толерантности.

Помимо этого предлагается создание автономного учреждения, ответственного за осуществление этих программ при взаимодействии с Канадским Советом в секторе искусств.

Другими авторами, критикующими политику многокультурности стали Ричард Гвин, написавший книгу «Национализм без стен» и Джек Гранаштейн с эссе «Кто убил канадскую историю». Последний обвиняет политику многокультурности в «смерти канадской истории» в школах, а также среди канадской молодежи в целом. Ряд исследований показал, что канадцы учат все меньше и меньше истории своего государства, не могут пройти тесты с базовыми вопросами о личностях, датах или исторических событиях. В главе «Мультикультурная мания» автор рассказывает о том, как работник одного из крупнейших университетов был вынужден покинуть пост, потому что одна из его книг была неприемлема для одной из местных этнических общин. Политика многокультурности распространила среди иммигрантов идею об отсутствии культуры и самобытности канадцев. По мнению Ричарда Гвина, основа недоверчивости к политики многокультурности лежит не в обеспокоенности канадцев по поводу временной безработицы в начале 90-х, а скорее в распространенном страхе, что канадцы станут «чужаками на собственной земле».

Политика многокультурности вызывает озабоченность и у многих англоканадцев, так как она усиливает раздробленность канадского общества, которому и без того не хватает единства. C другой стороны, остальные этнические группы считают проводимые в рамках политики многокультурности мероприятия недостаточными для сохранения своей самобытности [7, c. 54].

Вызывает также беспокойство и отсутствие общей национальной идеи, веры в общую историю и традиции. Канадское правительство пытается решать эту проблему через отдачу должного внимания государственной символики, например проведение бесплатных экскурсий в Парламент Оттавы. Также на упаковке всех продуктах обязательно должен быть виден канадский флаг.

В заключение можно сказать, что с одной стороны политика многокультурности подпитывает многообразие, но с другой не дает ему вылиться в серьезные внутриполитические конфликты, которые могли бы нарушить мирное сосуществование различных этнокультурных сообществ. Однако стоит признать, что канадское правительство не до конца смогло добиться признания политики многокультурности. До сих пор имеются противоречия между провинциями, также замечается отсутствие национальной идеи, которую могли бы принимать все этнокультурные группы.

В целом канадская этнокультурная модель производит весьма положительное впечатление, позволяет решать разумно решать этнорасовые противоречия, несмотря на огромный поток иммигрантов, включая представителей «видимых меньшинств». В какой-то мере канадское «уважение к разнообразию» (respect for diversity) стало одной из главных черт канадской самобытности, канадской национальной идеей, которая, безусловно, имеет дальнейшие перспективы развития.

 

Библиографический список:

1. Ажаева В.С. От ассимиляции к многокультурности. Труды РАИК. Вып. 1, М.,1997

2. Акимов Ю.Г. Современное канадское общество // Учебное пособие. СПб.: Изд-во Петрополис, 2000

3. Ахонина В.С. Англо-французское двуязычие в современной Канаде — «США-Канада», 2002, № 12

4. Владимирова М.А. Иммиграция и многокультурность канадского общества — «США- Канада», 2006, №5

5. Владимирова М.А. Канадская самобытность и политика многокультурности. — «США-Канада», 2003, №7

6. Акимов Ю.Г. Современное канадское общество // Учебное пособие. СПб.: Изд-во Петрополис, 2000

7. Кокшаров Н. В. Международный опыт решения культурных аспектов этничности http://credonew.ru/content/view/320/28/ ( 13.04.2013)

8. Kymlicka W. Finding Our Way. Rethinking Ethnocultural Relations in Canada. Oxford University Press, 2004

9. Section 15. CONSTITUTION ACT, 1982 http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/Const/page-15.html (12.04.2013)

10. Section 27. CONSTITUTION ACT, 1982 http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/Const/page-15.html (12.04.2013)

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешняя культурная политика, Культурная интеграция, Межэтническое и межконфессиональное взаимодействие