Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Культурное наследие народов бывшего СССР в Санкт-Петербурге и проблема его охраны

Аннотация: в статье рассматривается один из аспектов проблемы охраны культурного наследия в Российской Федерации на примере религиозных сооружений народов бывшего СССР в Санкт-Петербурге. Исследование основано на российском законодательстве в области охраны культурного наследия.

Ключевые слова: культурное наследие, охрана культурного наследия, наследие СССР, Санкт-Петербург, российское законодательство.

Abstract: this article concerns one of the problems of the protection of cultural heritage in the Russian Federation. It is considered on the example of religious constructions of former USSR nations in Saint-Petersburg. The study is based on Russian legislation in the field of cultural heritage protection.

Keywords: cultural heritage, protection of cultural heritage, heritage of the Soviet Union, Saint-Petersburg, Russian legislation.

Культурное наследие — особая часть культуры, значимость которой признана поколениями. Культурное наследие выступает источником идентичности и сплоченности для сообществ, подвергающихся разрушению в условиях стремительно развивающегося мира и экономической нестабильности. Таким образом, охрана и сохранение этого наследия является приоритетной задачей современного мирового сообщества.

На международном уровне первым шагом по претворению данной инициативы в жизнь стало принятие Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» [3] в 1972 году и создание Списка всемирного природного и культурного наследия. Помимо данного документа, основополагающими в деле защиты всемирного культурного являются «Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии» 2001 г. [1] и «Конвенция об охране нематериального культурного наследия» 2003 г. [4]. Однако, несмотря на существование международных принципов, обеспечивающих сохранение культурного наследия, в большей мере, охрана этого наследия относится к сфере национальной культурной политики государств.

Для Российской Федерации актуальным является процесс доработки и совершенствования законодательства об охране культурного наследия. В данный момент для него характерна фрагментарность, противоречивость и отсутствие системы. Качество российского законодательства в данной сфере может быть объяснено как объективными — сложность поиска равновесия между частными и публичными интересами, так и субъективными причинами: стремление обеспечить интересы узкого круга лиц, желание максимизировать экономическую выгоду в краткосрочной перспективе, забывая о перспективе долгосрочной, а также непонимание тех или иных правовых норм [5, с.122].

Сложность создания развитой системы внутренних нормативных актов по охране культурного наследия заключается еще и в том, что на территории нашего государства располагаются объекты культурного наследия стран бывшего Советского Союза, сохранение которых требует особых норм и условий. Данную проблему можно проиллюстрировать на примере Санкт-Петербурга, поскольку город еще со времен Российской Империи, будучи столицей и центром культурной жизни государства, стал домом различным народным общинам.

Исторический центр Санкт-Петербурга, включающий более 4000 памятников архитектуры, и связанные с ним группы памятников — первый в России (и СССР) объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также это объект культурного наследия России федерального значения (получил этот статус в 2001 г.). Определение объекту культурного наследия Российской Федерации дает федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. [10]. Согласно ему, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры [10]. Закон подразумевает создание Единого государственного реестра объектов культурного наследия. В настоящий момент в нем 65534 объекта [9], из которых 9241 находятся в Санкт-Петербурге [7]. Среди них есть и объекты культурного наследия стран и народов бывшего СССР. В первую очередь, это культовые сооружения. Многие из этих сооружений связаны с религиозной жизнью национальных общин, представленных в Петербурге как городе многонациональном с момента своего основания.

Массажистки краснодара с услугой эротический массаж. https://gos-ritual.ru ритуальные услуги крематорий цены крематория.

С начала XVIII в., то есть с момента основания города, в Санкт-Петербурге начала складываться армянская община. Стремительное ее расширение привело к необходимости постройки армянской церкви. В 1771-1776 гг. произошло строительство Армянской церкви Святой Екатерины. В конце века была открыта еще одна церковь — Церковь святого Воскресения на Смоленском армянском кладбище. В советское время церкви были закрыты и использовались как художественные мастерские. В конце 80-х гг. началось духовное возрождение армянской общины — церкви Святой Екатерины и Святого Воскресения вновь открыли свои двери для посетителей. При этом они были переданы армянской общине, которая на средства прихожан провела реставрацию объектов [6].

Еще одной традиционно крупной и старой общиной на территории Санкт-Петербурга является эстонская община. Своим отдельным храмом, предназначенным в основном для эстонцев, служивших в гвардии, она обзавелась в середине XIX века. В 1860 г. состоялось торжественное освящение Церкви Святого Апостола Иоанна. Годы советской власти стали сложным этапом в истории кирхи — церковь была закрыта, а здание перестроено в конструктивистском стиле, колокольня снесена. В 1995 году была зарегистрирована «Эстонская евангелически-лютеранская община св. Иоанна в Санкт-Петербурге», которой два года спустя было передано здание церкви. В 1999 г. приход вошел в состав Евангелически-лютеранской церкви Ингрии и получил статус местной религиозной организации. В первое десятилетие 2000-х гг. храму был возвращен исторический облик, прошли реставрационные работы, спонсированные Министерством культуры Эстонии [12].

Все указанные выше объекты включены в Список объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Армянская церковь святой Екатерины и Церковь Святого Апостола Иоанна признаются объектами культурного наследия народов РФ федерального значения Постановлением правительства РФ №527 от 10.07.2001 г. Церковь Святого Воскресения является объектом культурного наследия РФ регионального значения. Таким образом, эти памятники попадают под сферу действия Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (в котором есть статья о государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением и государственной охраной объектов культурного наследия) и охраняются государством. На региональном уровне вопросами сохранения объектов занимается Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. Однако поскольку исследуемые нами объекты являются объектами религиозного назначения, процесс их сохранения связан с определенными правовыми нюансами.

Дело в том, что в России долгое время не был решен вопрос о возвращении имущества религиозным организациям после распада Советского Союза. Почти два десятилетия заняло создание нормативно-правовой базы возвращения имущества религиозного назначения [8]. В 2010 г. в силу вступил Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» [11]. Закон определяет порядок передачи имущества религиозного назначения религиозным организациям в собственность или в безвозмездное пользование на определенный срок. Одной из причин принятия данного закона стала неспособность государства поддерживать сохранность объектов культурного наследия на достойном уровне. Статья 5 этого Федерального закона гласит, что получая имущество, религиозная организация принимает на себя обязательства по содержанию объекта, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ) [11]. Это значит, что контроль государства или региональных специализированных учреждений над этим процессом полностью исключается. Реальное действие закона наглядно демонстрируется на примере рассмотренных выше религиозных объектов. Все три церкви находятся в собственности религиозных общин. Они действительно выполняют обязательства по сохранению этих объектов культурного наследия — все церкви реставрировались и их состояние поддерживается на средства религиозных общин или их спонсоров.

Однако Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» вызывает крайне противоречивые суждения относительно своего содержания. Несомненно, закон восстанавливает историческую справедливость, возвращая религиозным организациям незаконно отобранное в годы советской власти имущество. С другой стороны, вызывает беспокойство способность религиозных организаций обеспечить сохранность объектов наследия на должном уровне. На данный момент в церкви нет структур, способных на профессиональном уровне обеспечить всестороннее исследование, реставрацию и хранение памятников [2].

При передаче объектов культурного наследия религиозным организациям необходимо учитывать, для чего религиозная организация берет то или иное имущество, сможет ли она его восстанавливать, сохранять и предоставлять к нему свободный доступ общественности. А это значит, что полный отказ от элементов государственного контроля, как происходит сейчас, нецелесообразен в деле охраны культурного наследия.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml
  2. Дорская А.А. Правовой режим имущества религиозного назначения в России: история и современность. СПб, 2012.
  3. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml
  4. Конвенция об охране нематериального культурного наследия [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml
  5. Мазеин Д.В. Законодательство Российской Федерации и международные нормы об охране культурных ценностей // Конвенции ЮНЕСКО в области охраны культурного наследия и национальное законодательство государств-участников СНГ: Материалы Международной конференции. Минск, 2007. С. 122-177.
  6. Очерк истории армянской общины Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://armenian-church.org/obshchina/istoriya-obshchiny/
  7. Перечень объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга // Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. [Электронный ресурс] URL: http://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/
  8. Петрова Е.Е. Проблемы охраны культурного наследия: российский и европейский опыт // Правозащитник. 2014. №3.
  9. Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (версия от 19.04.2018) // Открытые данные Министерства культуры России. [Электронный ресурс] URL: http://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn/
  10. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями на 29 декабря 2017 года) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901820936
  11. Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (с изменениями на 23 июня 2014 года) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/902248286
  12. Эстонская лютеранская кирха св. Иоанна [Электронный ресурс] URL: http://www.citywalls.ru/house8675.html

Культурная интеграция, Региональное культурное сотрудничество, Человеческое измерение международных отношений