Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Этнографические музеи в межкультурном диалоге (на примере скансенов на постсоветском пространстве)

Аннотация: в статье рассматривается эволюция скансенов — музеев под открытым небом и становление новой музейной формы как явления международного масштаба. Анализируются основные подходы к музеям под открытым небом, выработанные Международным советом музеев и Ассоциацией европейских музеев под открытым небом. Особое внимание уделено тенденциям развития крупнейших скансенов на постсоветском пространстве, имеющих общее советское прошлое и представляющих собирательный образ республик в контексте современной культурной политики Грузии, Украины, Белоруссии и прибалтийских государств.

Ключевые слова: скансен, музей под открытым небом, Международный совет музеев (ИКОМ), Ассоциация музеев под открытым небом, музейная политика, нематериальное культурное наследие.

Abstract: The article examines the evolution of skansens — open-air museums and the emergence of a new type of museum as an international phenomenon. Basic approaches adopted by International Council of Museums and Association of European Open-air Museums are analysed. The research explores the development trends of largest museums in the Post-Soviet space with common Soviet past, which create the image of a republics, in context of the modern cultural policy of Georgia, Ukraine, Belarus and Baltic States.

Keywords: Skansen, open-air Museum, International Council of Museums (ICOM), Association of open-air museums, Museum policy, intangible cultural heritage

С точки зрения современной музейной классификации, скансены — музеи под открытым небом — являются разновидностью этнографических музеев, которые относятся к профилю исторических музеев. Первоисточником этнографических музеев и, в частности, скансенов, часто называют всемирные парижские выставки второй половины XIX в. Они, как и выросшие из них музеи, служили идее воспитания патриотизма, пониманию уникальности национальной культуры в сравнении с культурами других народов, представлению о разнообразии мира и человеческой культуры. Важную роль в становлении этнографических музеев играли не столько представленные на выставках этнографические коллекции, сколько новые способы их демонстрации. Прообразами скансена могут считаться воссозданная на парижской выставке 1889 г. каирская улица с 200 присутствовавшими на ней представителями местной культуры, а также экспозиция архитектора Шарля Гарнье «История человеческого жилища», продемонстрировавшая традиционные дома разных народов. По одной из версий [14, с. 6-7] этнографические экспозиции на всемирных выставках побудили шведского исследователя и этнографа Артура Хазелиуса к созданию в 1891 г. первого «Скансена» — шведского музея под открытым небом, название которого впоследствии стало определять музеи данного типа.[8]

В состав Скансена вошли свезенные со всей страны крестьянские и городские постройки; для интерьеров старинных зданий была собрана аутентичная мебель и утварь зданий. Важнейшей задачей стал показ условий жизни людей в аграрном обществе, их повседневных занятий, традиций, ремесел, праздников, танцев, музыки, устных преданий. Оживляло экспозицию присутствие в музее людей, занимавшихся ремеслами, огородом, домашними животными [12]. Музейная концепция Скансена, реализующего образовательные и развлекательные функции, стала источником вдохновения для скандинавских, затем и других европейских стран и США.

Определяющими факторами нового типа музея стали сохранение памятников народного зодчества, демонстрация того или иного типа культуры и этнографических коллекций. Достаточно рано формируются представления об образовательной функции скансенов. Широкое их распространение к 1914 г. в странах Северной Европы и Нидерландах сопровождалось теоретическим осмыслением важности сохранения традиций этнического природопользования, отождествляемых с национальной идентичностью. Музеи, реконструирующие определенную культурную память общества и участвующие в развитии национального самосознания, создавались по инициативе частных лиц, научных организаций, местных правительств [5]. Первые музеи под открытым небом свидетельствовали о росте интереса к народной культуре XIX века, стремлении сохранить культурную идентичность в условиях вызовов, которые несли процессы модернизации, индустриализации, национально-культурного строительства. Наиболее крупные музеи под открытым небом, демонстрирующие собирательный образ страны, приобретали значение национального символа [11].

что такое кориандр и кинза

В межвоенный период скансены оказались востребованными в новых государствах Центральной и Восточной Европы, однако, лидирующая роль скандинавских стран в создании новой музейной формы сохранялась до 1950-х гг., когда музеи под открытым небом получили статус явления международного масштаба. Музеологическая рефлексия феномена в деятельности международных организаций отразила факт первоначальной ограниченности территориального распространения скансенов. Доклад, посвященный музеям под открытым небом, состоялся на первой конференции Международного совета музеев (ИКОМ) в 1948 г. На Генеральной конференции ИКОМ в 1956 г. были рассмотрены проблемы развития скансенов, признана необходимость распространять опыт и методы скандинавских музеев, в том числе при помощи механизмов ЮНЕСКО [9]. В июле 1957 г. в Швеции и Дании состоялась встреча ИКОМ по вопросам музеев под открытым небом, итогом которой стала выработка специальной Декларации. В ней были сформулированы рекомендации и определение музеев под открытым небом как коллекций домов индустриальной эпохи, комплексное сохранение, изучение и демонстрация которых являются ведущим направлением деятельности. Задачами музеев были провозглашены: «отбор, демонтаж, перевозка, реконструкция и сохранение на подходящей территории и с первоначальным оснащением, аутентичных архитектурных групп и элементов, которые характеризуют образ жизни, жилище, сельскохозяйственную активность, ремесла и т.д. …исчезающих культур». Важнейшие рекомендации касались технических проблем транспортировки и сохранения строений и вопросов научного изучения. Положения специальной Декларации были учтены в деятельности ЮНЕСКО по популяризации скансенов в других регионах мира [15].

Вопросы определения и организации скансенов вновь были подняты в 1959 г. на Стокгольмской конференции ИКОМ, где специальная комиссии ИКОМ по музеям под открытым небом определила их как коллекции исторически ценных зданий, выставленных с соответствующей мебелью и оборудованием. По итогам встречи была выработана рекомендация создавать музеи под открытым небом в каждой стране для того, чтобы сохранить как можно больше репрезентативных образцов доиндустриальной крестьянской архитектуры, а также поставлена задача выявить путем анкетирования музеев проблемы сохранения деревянной архитектуры в разных условиях и собрать сведения об их преодолении.

Активное участие и взаимодействие ЮНЕСКО и ИКОМ в популяризации скансенов в рамках совместных семинаров, характерный для организаций акцент на вопросы консервации, реставрации, технических знаний, помощь менее развитым странам определили широкое распространение во второй половине XX века музеев под открытым небом повсюду в Европе, Северной Америке и Австралии, в части азиатских и африканских стран. В этот период доминирующее значение в деятельности скансенов приобретает идея реставрации исторических памятников, необходимости их сохранения для будущих поколений.

СССР вступил в ЮНЕСКО в 1954 г., в 1957 г. стал членом ИКОМ. Через год после Стокгольмской конференции ИКОМ Совет министров РСФСР издало постановление «О создании музеев деревянного зодчества в 28 городах РСФСР» [2, c. 26]. Вероятно, рекомендации ИКОМ, а также обсуждаемые проблемы стремительного ухудшения состояния памятников традиционной архитектуры определили появление в 1960-1970-е гг. многочисленных музеев народной архитектуры и этнографии под открытым небом. Первые единичные примеры подобных музеев в СССР появились в межвоенный период; однако только с 1950-х гг., в период оттепели, в условиях развития внутреннего и международного въездного туризма, стремления научной и прогрессивной сохранить катастрофически быстро исчезающие из повседневной жизни элементы традиционной народной культуры, наблюдается растущий интерес к скансенам [6]. Содержанием архитектурно-этнографических экспозиций музеев, представляющих своеобразную форму сохранения и презентации исторической памяти в материальном (памятники архитектуры и этнографии, культурный и природный ландшафт) и нематериальном (фольклорные праздники, этнографический театр, традиционные обряды и ремесла) могли быть и собирательный «образ» страны в целом, и определенной территории, сельского поселения, исторического города [4].

В нескольких республиках СССР появились музеи под открытым небом, представляющие целостный образ доиндустриальной культуры республик, практически все из них — в непосредственной близости от столиц. Грузинский этнографический музей имени Георгия Читая создан в окрестностях Тбилиси в 1966 г., Эстонский музей под открытым небом Рокка-аль-Маре — в окрестностях Таллинна (задуман в 1913 г., основан в 1957 г., открыт для посетителей в 1964 г.); Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта основан в 1976 г. в Минске, музей народной архитектуры и быта Украины (в поселке Пирогово) — в окрестностях Киева в 1969 г. (открыт для посетителей в 1976 г.); литовский Румшишкес (основан в 1966 г., открыт для посещения в 1974 г.) находится между Каунасом (в 25 км) и Вильнюсом). Определяющее значение для формирования облика советских скансенов имел пример существовавшего с 1924 г. латвийского музея Бривдабас (основан в 1924 г., открыт для посетителей в 1932 г.), шведский «Скансен» и подмосковное «Коломенское». В музеях секторы экспозиции соответствуют этнографическим зонам республик с учетом природных условий и географического положения регионов республики.

Опыт зарубежных музеев воспринимался первоначально благодаря довольно ограниченному числу соответствующих отечественных исследований. С 1980-х гг. развитие музеев определяли советские методические нормативы по направлениям деятельности скансенов. В 1970-1980-е гг. в СССР осуществлялась государственная поддержка исследовательской и реставрационной практики по всей стране, в том числе в проектировании и строительстве музеев под открытым небом. В разработке архитектурно-археологических форм музея под открытым небом большую роль сыграл музей Этнографии народов СССР. Большое количество общетеоретических работ появляется на рубеже 1980-1990-х гг. [7].

Количественный рост и распространение музеев под открытым небом в 1960-1980-е гг. в СССР совпал с совершенствованием теоретической и методологической базы скансенов в Европе и выработкой подхода к музеям под открытым небом в рамках ИКОМ.

Пересмотренная декларация ИКОМ о музеях под открытым небом в 1982 г. стала руководством для многих европейских музеев. В декларации музеи под открытым небом определяются как «научно планируемые и управляемые — или научно курируемые коллекции, представляющие поселение, строительство, модели образа жизни и способы ведения хозяйства, состоящие из объектов, размещенных под открытым небом на ограниченной части ландшафта, объявленной территорией музея…» Несмотря на то, что новых формулировок пока не выработано и данное определение служит основой для дискуссий, выработанный в документе академический подход сейчас нуждается в пересмотре, так как в течение более чем 30 лет и в теоретическом осмыслении и практике учреждений был сделан большой рывок, отразивший достижения социальной истории, новой музеологии сосредоточенности музеев на человеке и повседневной жизни [3].

Новые принципы в создание и функционирование скансенов внесла Ассоциация европейских музеев под открытым небом, которая была основана в 1972 г. и является является аффилированной к ИКОМ международной организацией. Ее появлению предшествовала шестилетняя работа инициативной рабочей группы, созданной в 1966 г. в Бельгии представителями 12–ти немецкоязычных музеев в Нидерландах, Бельгии и Германии. Целями организации стал обмен научным, техническим, практическим и организационным опытом музеев под открытым небом, продвижение деятельности этих музеев, определяемых как научные коллекции под открытым небом разного типа структуры, которые как конструктивное и функциональное образование иллюстрируют образцы поселений, жилища, хозяйства и технологии. «Каждый музей не похож на другой, являя собой ключ к образу жизни, традициям, строительной культуре и истории конкретного региона или страны. Вместе с тем, все музеи под открытым небом похожи друг на друга. Информируя и представляя объекты в трех измерениях и в масштабе 1:1, они имеют сильнейшую способность донести информацию до огромного числа посетителей и различных целевых групп. Большинство музеев под открытым небом состоят из перемещенных зданий и сооружений, но некоторые также включают в себя здания и конструкции, которые не были перемещены» [10].

Темами конференций Ассоциации европейских музеев под открытым небом, организуемых раз в два года, становились «образовательные задачи», (1976), «проблемы сохранения памятников» (1978), «коммерциализация и новые техники сохранения» (1980), «региональные цели музеев под открытым небом в сохранении культурного наследия, заботе о деревнях и их развитии» (1986), «классификации музеев, налаживание взаимодействия с туристской сферой» (1988) «угрозы и преимущества приватизации и коммерциализации музеев» (1993). Одна из конференций Ассоциации европейских музеев под открытым небом была посвящена содержанию животных и разведению сортов культурных растений в музеях под открытым небом (1984). В 1999 г. конференция проходила в прибалтийских государствах, где находятся крупнейшие европейские музеи Бривдабас (Латвия, 1928), Румшишкес (Литва, 1966). Ассоциация европейских музеев под открытым небом — крупнейшая международная ассоциация в сфере культуры, охватывающая 35 000 членов в 140 странах, которая реагирует на вызовы времени и ищет новые способы вовлечения музейных посетителей в «диалог по истории и культуре». Членами Ассоциации является эстонский, латвийский и грузинский скансены.

В последнее десятилетие в связи с появлением конвенций ЮНЕСКО о защите нематериального наследия и об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения охране и продвижении культурного разнообразия проводятся национальные процедуры утверждения эти международных договоров. Особое внимание уделяется роли музеев в продвижении разнообразия посредством разных форм его репрезентации и сохранения исторической памяти о наследии [13], а также потенциалу скансенов в области сохранения и актуализации нематериального культурного наследия [1]. Нематериальное наследие является специфическим объектом музеев под открытым небом. Оно воплощено или конкретизировано в объектах материального наследия: искусство архитектуры, ремесла. В Эстонии утверждение Конвенции о защите нематериального культурного наследия определило новое направление в деятельности музея Рокка-эль-Маре — не только продвижение объектов для включения в список ЮНЕСКО (обычай Выруского уезда топить дымную баню, заявленный для внесения в перечень нематериального культурного наследия ЮНЕСКО), но и популяризация самих идей ЮНЕСКО, которой занимаются специальные сотрудники.

В обсуждении деятельности современных скансенов акценты ставятся на вопросы, связанные с их привлекательностью для внешнего и внутреннего туризма, их уникальной ролью в сохранении важной составляющей национальной культуры — культуры, сформировавшейся вместе с национальными государствами к началу 20 в.

Эти вопросы приобрели особую актуальность для скансенов постсоветского пространства. Роль музеев в нациестроительстве здесь особенно велика, музеи становятся одним из системообразующих элементов в развитии национальных историй. Процессы национальной идентификации в новых независимых государствах зачастую приводят к «ревизии» этнографических музеев. Так в начале 1990-х гг. возник сектор ссылки и сопротивления в Литовском Румшишкесе с мемориальной экспозицией «Ссылка» по инициативе объединения депортированных в 1942 г. литовских граждан, общества «Лаптевцы». Идея была поддержана ученым советом музея и одобрена Министерством культуры. Общество ежегодно в День скорби и надежды, в память о жертвах депортаций, проводит традиционную встречу, на которую приезжают бывшие ссыльные, члены их семей, депутаты Сейма, представители правительства и общественности, гости. В 2017 г. эстонский музей под открытым небом запустил проект по строительству колхозного дома времен советской “оттепели” и собирает, в том числе и путем опросов, воспоминания и свидетельства о жизни в четырехквартирных двухэтажных домах в эстонской провинции и сельских населенных пунктах в период с конца 1950-х до 2000-х годов. При этом некоторые вопросы имеют тенденциозный характер и националистическую окраску. В последние годы происходит активное вовлечение скансенов в реализацию национальной политики. Среди примеров: программа празднования Иванова дня в эстонском музее с говорящим названием “От национального пробуждения до нового пробуждения», в рамках которой реконструируются события второй половины XIX в., лета 1918 г. и 1988 г., и завершающаяся празднованием юбилея Эстонской Республики; Этнофестиваль «Свои. Украина+Грузия» на территории «Национального музея народной архитектуры и быта «Пирогово», в программу которого входят мастер-классы и лекции, посвященные истории и современности двух стран, грузинскому опыту реформ и восстановления после войны, а средства идут на помощь пострадавшим солдатам АТО и детям с территории боевых действий.

Скансены, как эффективный способ передачи новым поколениям соответствующей национальной историко-культурной идентичности, оказались в сфере действия политики памяти, устанавливаемой правительствами новых независимых государств и оказывающей влияние на выставочные экспозиции и демонстрацию обычаев, традиций, праздников. Этому во многом способствует положение крупнейших скансенов постсоветского пространства (Рокка-аль- Маре, Румшишкес, Пирогово, Бривдабас, музей Георгия Читая, музея народной архитектуры и быта в Белоруссии) в особом подчинении Министерствам культуры бывших советских республик, а украинский и грузинский музеи даже носят статус национальных. Государства активно разрабатывают стратегии музейного развития, практически все имеют специальные отделы в Министерствах культуры, отвечающие за музеи. Часто руководители музеев под открытым небом представлены в различных создаваемых при Министерствах органах (Консультативные советы и т.д.).

В 1990-е гг. музеи постсоветского пространства столкнулись с проблемами бюджетного сокращения и необходимостью освоения маркетинговых стратегий. Перед новыми государствами были поставлены задачи разработки культурной политики, утверждения мировых и региональных стандартов в сфере культуры. Грузия, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия и Эстония реализуют (реализовали) процедуры утверждения Конвенций об охране нематериального культурного наследия и Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, разрабатывают механизмы для их реализации (в Министерствах культуры назначаются контактные лица, ответственные за распространение и сбор информации в отношении Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, создаются консультативные органы; на различные организации возлагается ответственность за национальную имплементацию документов), приняли законы, регулирующую музейную деятельность. Выделение музейного законодательства в особую сферу законов о культуре характерно для Литвы («Закон о музеях», 1995 г.; поправки к закону, 2013), Латвии («Закон о музеях, 2007), Эстонии («Музейный акт», 2014), Белоруссии («Закон о музеях и музейном фонде Республики Беларусь», 2005 г., утратил силу в 2016). Региональные стандарты определяет европейская культурная политика, основными направлениями которой являются поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов; социальная поддержка работников культурной сферы; сохранение европейского культурного наследия. Скансены развивают концепты принадлежности стран к Европе, которые, за исключением Белоруссии являются членами Совета Европы и присоединились к основным правовым документам организации: к европейской культурной конвенции (1954) к Конвенции о защите архитектурного наследия, Европейской конвенции о ландшафтах и Конвенции Фаро (последнюю не подписали Эстония и Литва).

Современные скансены формулируют свою миссию, устав, формируют среднесрочные цели и стратегии. Пример латвийского музея Бривдабас демонстрирует обусловленность пятилетней стратегии учреждения общим направлением культурной политики Латвии, музейным законодательством, присоединением государства к основным нормативно-правовым документам ЮНЕСКО (Конвенция об охране нематериального культурного наследия, Конвенция о защите и продвижении разнообразия культурного самовыражения) и Совета Европы, членством музея в международных организациях.

Тенденцией последних лет стала реализация проектов, направленных на развитие межкультурного диалога, преодоление этнической вражды: проект «мультикультурная Грузия» в музее Георгия Читая, учреждение центра Центр многонациональной Эстонии в Эстонии и включение в экспозицию музея архитектуры представителей национальных меньшинств — хуторов сету и староверов.

Многообразные отмечаемые события и проводимые в музеях мероприятия отвечают самому передовому музейному опыту: здесь решаются образовательные цели осуществляется пропаганда народного опыта, воспитание толерантности, , колоссальная работа проводится по привлечению музейных посетителей, воспитанию исторической памяти, чувства принадлежности к своему народу. Очень значим развлекательный компонент. Широко распространены как традиционные формы музейной научно-массовой работы: экскурсия, лекция, консультация, вечера и концерты, встречи, праздники, конкурсы, так и сравнительно новые: традиционные праздники, обучающие праздники национальных песен и танцев. Перечень мероприятий содержит проведение международного дня музеев, отражая активную вовлеченность музеев в международную жизнь. При этом музеи Прибалтики и Украины стремятся подчеркнуть свою принадлежность к Европе.

Этнографические музеи под открытым небом представляют собой особую музейную форму, быстрое развитие и меняющееся содержание которой определяется международными и региональными тенденциями, нуждами государственной национальной и культурной политики, способностью и готовностью музея, наряду с выполнением традиционных задач, отстаивать конкурентные позиции в сфере культуры, образования и отдыха. Одна из причин популярности скансенов для различных слоев населения — акцент на коммуникативной функции, которая наиболее ярко проявляется в неотъемлемой части жизни музеев — показе обычаев, традиций, ремесел и народных праздников. Лидерство скансенов в сохранении коллективной идентичности при фактическом постоянстве их коллекций направляют музеи на постоянные поиски способов ее актуализации с настоящим для целей общественного образования. На постсоветском пространстве наиболее крупные скансены, представляющие образ страны и привлекающие большие туристские потоки, пользуются особым покровительством государства. Музеи под открытым небом Украины, Грузии, Прибалтики, Белоруссии находятся под непосредственным управлением Министерства культуры и в условиях развивающейся государственной культурной политики в музейной сфере претерпевают значительные изменения. Оказывает влияние на экспозиции и политика памяти, устанавливаемая правительствами новых независимых государств. Современные экономические условия требуют от музеев разработки маркетинговых стратегий, участия в региональном и международном сотрудничестве. Таким образом, для реализации основных функций, сформулированных еще в советский период, какими могут считаться сохранение, исследование и экпонирование памятников традиционной жизни народов, современные скансены осуществляют деятельность, направленную на обеспечение этого процесса. Это подразумевает учет государственных интересов, вкусов посетителей, поиск поддержки в международных организациях и региональном сотрудничестве, мобильность кадров и формирование среднесрочных музейных стратегий.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Глушкова П.В. Классификация музеев под открытым небом в аспекте актуализации нематериального культурного наследия // Вестник Кемеровского государственного университета. Т. 1. 2015. № 1 (61). [Электронный ресурс]/URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-muzeev-pod-otkrytym-nebom-v-aspekte-aktualizatsii-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya (Дата обращения: 22.04.2018)
  2. Каулен М.Е. Музеи под открытым небом: многообразие моделей и проблема выбора //Музеи-заповедники — музеи будущего: Международная научно-практическая конференция. Елабуга, 18-22 нояб. 2014 г.: материалы и доклады / отв. ред. М.Е. Каулен, Г.Р. Руденко, И.В. Чувилова. — Елабуга: ООО «ЕлТИК», 2015. — C. 10-34.
  3. Крстович Н. «Старая деревня» в Сирогожно // Музеи под открытым небом: роль в сохранении и популяризации культурного наследия, перспективы развития в современных условиях: Материалы Международной научной конференции, посвященной 50-летию музея «Малые Корелы». Архангельск, 2016. С.19 -23. С.22
  4. Пермиловская А.Б. Особенности формирования экспозиции русских и европейских скансенов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5 (43): в 3-х ч. Ч. I. C. 144 — 146.
  5. Севан О.Г. Музеи под открытым небом Европы //Обсерватория культуры. М., 2006. №3. С. 60–69.
  6. Тихонов В.В. Методические рекомендации по формированию и развитию музеев под открытым небом. Иркутск, «Репроцентр А1», 2013. 80 с.
  7. Тихонов В.В. Особенности и перспектива формирования методической базы этнографических музеев под открытым небом в СССР и России// Омский научный вестник. 2012. № 5 (112). С. 251-255.
  8. Тихонов В.В. Практика создания зарубежных и российских этнографических музеев под открытым небом // Вестник ЗабГУ. Культура. 2012. № 9 (88). — С. 3–8. [Электронный ресурс]/URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-sozdaniya-zarubezhnyh-i-rossiyskih-etnograficheskih-muzeev-pod-otkrytym-nebom (Дата обращения: 23.04.2018 г.)
  9. 4th General Conference and 5th General Assembly of ICOM
    Geneva, Switzerland, 9 July 1956 [Электронный ресурс]. URL: http://icom.museum/the-governance/general-assembly/resolutions-adopted-by-icoms-general-assemblies-1946-to-date/geneva-1956 (Дата обращения 20.04.2018).
  10. Creating Museums: 50 Years Association of European Open-Air Museums / Carstensen J., Frost K. (Ed.). Munster, New York: Waxmann , 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://waxmann.ciando.com/img/books/extract/3830984200_lp.pdf (Дата обращения 15.04.2018).
  11. Jong А., Skougaard M. Early open-air museums: traditions of museums about traditions [Электронный ресурс] // Ethnographic and open-air museums. Museum (UNESCO, Paris), 1992. № 175 (Vol XLIV, n 3). P. 151-158. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0009/000929/092980eo.pdf (Дата обращения 20.03.2018).
  12. Nordenson E. In the beginning… Skansen [Электронный ресурс] // Ethnographic and open-air museums. Museum (UNESCO, Paris), 1992. No 175 (Vol XLIV, n 3). P. 149-150. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0009/000929/092980eo.pdf.
  13. Saillant F. Diversity, Dialogue and Sharing: online resourse for a more resourceful world. Paris: UNESCO, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002487/248717e.pdf (Дата обращения 15.04.2018)
  14. Stromberg P., Trotsenko A.V. The concept of skansen: origins and stages of development // Современные проблемы сервиса и туризма. Т.9. 2015. N 4. -С. 5-11.
  15. UNESCO Regional Seminar on the Educational Role of museums. Rio de Janeiro, Brazil 7-30 September 1958. Report by the Director of the Seminar Georges Henri Riviere (Director of ICOM) [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0006/000644/064490Eo.pdf (Дата обращения 20.05.2018).

Международное научно-техническое сотрудничество, Международные образовательные связи