Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

«Туркестанский альбом» (1871 — 1872) и европейская традиция топографической фотографии

Аннотация: данное исследование посвящено изучению «Туркестанского альбома» [11], изданного в 1870-е годы в российской империи и повествующего об истории, археологии и этнографии Средней Азии. Цель данной работы — не только обратить внимание на это издание как на специфический фотографический объект, но и проследить его связь с традицией европейской фотографии середины XIX века. Одно из главных направлений исследования — сопоставление концепции и принципов «Туркестанского альбома» с практикой «Гелиографической миссии» — фотографическом проекте, организованным французской Комиссией по охране памятников в 1851 году [3, с. 70]. Цель работы — сравнить основные идеи, принципы, изобразительные приемы и смысловые конструкции европейской топографической фотографии и альбома, чье создание было инициировано генерал-губернатором Туркестана Константином Петровичем фон Кауфманом.

Ключевые слова: Туркестан, Туркестанский альбом, фотография, генерал Кауфман, Гелиографическая миссия

Abstract: this study is devoted to the study of the «Turkestan album» [11], published in the 1870s in Russian Empire and dedicated to the history, archeology and ethnography of Central Asia. The purpose of this work is not only to pay attention to this publication as a specific photographic object, but also to trace its connection with the tradition of European photography in the middle of the XIX century. One of the main directions of the research is the comparison of principles of the Turkestan album with the practice of the «Missions Héliographiques» — a photographic project organized by the French Commission for the Preservation of Monuments in 1851 [3, p. 70]. The aim of this work is to compare the basic ideas, principles, pictorial techniques and semantic constructions of the European topographical photograph and album, whose creation was initiated by the Governor General of Turkestan Konstantin Petrovich von Kaufman.

Keywords: Turkistan, Turkestan album, photography, General Kaufman, Missions Héliographiques

«Туркестанский альбом» [11] был создан в 1871-1872 годах по инициативе и по поручению первого генерал-губернатора Туркестана, командующего войсками Туркестанского военного округа Константина Петровича фон Кауфмана. Полная версия была издана в четырех частях: археологическая (два тома), этнографическая (два тома), промысловая (один том) и историческая (один том) — в ней было использовано около 1200 фотографий. В дополнение к этому была опубликована сокращенная версия, куда вошло около 150 снимков. Сокращенная версия была опубликована в 50 экземплярах. Полная версия была издана в 7 экземплярах [10, с. 90]. На сегодняшний момент известны три больших версии альбома, которые хранятся в Российской Национальной Библиотеке (РНБ), Национальной Библиотеке Узбекистана и Библиотеке Конгресса США.

Каждый альбом представляет собой непереплетенные листы с фотографиями, помещенные в отдельные папки. Размер листов — 35х48 см. Полный альбом содержит 458 листов — страницы плотного картона, на котором размещены акварели, рисунки и фотографии [7, с, 5]. На фотографических страницах представлено от одного до восьми снимков. Фотографии выполнены в технике альбуминовой печати [10, с. 91]. К альбому было выполнено несколько текстовых приложений, посвященных истории, этнографии и археологии Туркестанского края.

Непосредственным созданием альбома занимался Александр Людвигович Кун — востоковед, выпускник факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета, автор нескольких исследований по истории и этнографии Средней Азии. В качестве авторов и фотографов над альбомом работали Н.В. Богаевский, М.И. Бродовский [2], Н.Н. Нехорошев, M.A. Терентьев, Л.А. Шостак и Г.Е. Кривцов.

Лучших оздоровительных центров и спа. Свежая информация итальянский по скайпу у нас. Сделать татуаж глаз.

Очевидно, что создание «Туркестанского альбома» преследовало множество целей — знакомство с Туркестанским краем [12, с. 380], обозначение его важности и представление богатств. Помимо задач политического толка альбом решал важные вопросы организации художественной среды, а, кроме того, был важным технологическим прецедентом. Он использовал новые на тот момент технологии (фотография), обращался к важным на тот момент приемам художественной и топографической фотографии [3], использовал новую на тот момент форму фотографического альбома и был важным обращением к фотографическому художественному языку и художественной среде. Прецедент «Туркестанского альбома» находит свои параллели среди наиболее важных фотографических проектов Европы второй половины XIX века: книге Тальбо «Карандаш природы» [18] или «Альбоме Северной железной дороги» [13] Эдуарда Бальдю.

Кадры Туркестанского альбома находят прямые параллели в художественной практике XIX столетия. И если у нас нет оснований говорить о прямом заимствовании — мы можем обратить внимание на безусловное сходство некоторых композиций. Например, некоторые фотографии «Туркестанского альбома» — в том числе, из его «Промысловой части» находят прямые аналоги в «Карандаше природы» Тальбо — его известная фотография с фарфоровой посудой, выставленной рядами на полке [18, p. III]. Кадры из «Туркестанского альбома» повторяют этот прием, что по-видимому, позволяет говорить о воспроизведении основных на тот момент приемов художественной фотографии [4, c. 179].

Наиболее точные параллели «Туркестанский альбом» обнаруживает с фотографиями «Гелиографической миссии» [3, c. 70] — фотографического проекта, организованного Комиссией по охране памятников Франции. Проекта, организованного по инициативе Проспера Мериме с целью сохранения, поддержки и реставрации памятников архитектуры. Важно, что «Туркестанский альбом» обнаруживает как изобразительное сходство с фотографиями «Гелиографической миссии», так и стратегическую близость. Также как «Гелиографическая миссия», «Туркестанский альбом» был эпизодом государственной программы, связанной с изучением архитектурных и культурных памятников, что можно считать одним из эпизодов внешней культурной политики России [1].

Выше уже упоминалось, что «Туркестанский альбом» воспроизводил, повторял или учитывал наиболее важные изобразительные смысловые и изобразительные стратегии в фотографии. Отчасти мы можем предположить, что совпадения были результатом целенаправленных действий — Кауфман задумывал «Туркестанский альбом» как амбициозный проект — и с точки зрения стратегии и в смысле художественной практики. Но в некоторых случаях сходство возникало в силу близости смысловых и художественных программ, в силу принадлежности альбома ведущим художественным практикам и формам того времени.

Одним из важных прецедентов являлась форма каталога, которую воспроизводил «Туркестанский альбом». Здесь важно обратить внимание на то, что во второй половине XIX века каталог представлял собой важную форму систематизации фотографий. Форма каталога представляла собой не только аналитический, но и художественный прием [9, с. 149], была основой принятой художественной формы [4]. Аналогичный прием мы встречаем в фотографиях Эжена Атже [6], а также в изображениях гелиографической миссии. «Каталог — это не столько идея, сколько принцип, система организации. Он — предмет не столько интеллектуального, сколько институционального анализа» — пишет в своей работе Розалинда Краусс [9, c.150]. Принцип каталога в фотографии XIX века становится центральным художественным методом и главной изобразительной и аналитической системой.

«Туркестанский альбом» делает важный шаг, нарушая принцип, когда художественный статус фотографии мог быть связан исключительно с пространством выставки. Феномен этого перехода также связан с фотографией середины XIX века. Художественный статус фотографии этого времени поддерживался через пространство выставки [9]. Кадр обладал художественным значением постольку, поскольку он был включен в экспозиционное пространство [5]. Здесь важны два обстоятельства. Во-первых, принадлежность социальному пространству выставки и во-вторых — принадлежность физической поверхности стены [6]. Формат альбома — а «Туркестанский альбом» использовал именно эту форму — нарушал существующую традицию экспозиционной репрезентации. Он поддерживал идею книги, альбома, что было важным институциональным приемом.

Одна из важных характеристик альбома — латентный характер снимков. Хорошо известен факт, что многие снимки «Гелиографической миссии» в свое время не только не были представлены публике, но даже не были распечатаны. Они представляли собой собрание сокрытых изображений, условное собрание невидимых картин. В случае с «Гелиографической миссией» мы сталкиваемся с любопытным прецедентом — корпусом изображений, которые долгое время не были представлены как видимый объект. Долгое время проект «Гелиографической миссии» существовал как фантом.

В случае с «Туркестанским альбомом» ситуация развивалась несколько иначе. Фотографии были распечатаны, альбомы были собраны, представлены зрителю и существовали как готовый используемый объект (один из экземпляров, например, был подарен государю императору) [7]. В то же время, в силу альбомного формата, «Туркестанский альбом» сохранил свой латентный характер — изображения скрывал переплет и прикрепленные к листам они были скрыты от посторонних глаз. «Туркестанский альбом» поддержал идею фантомной фотографии (которая, казалось бы, противоречила самому принципу изображения) и тем самым поддерживал одну из важнейших фотографических стратегий второй половины XIX — начала XX веков.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Боголюбова Н.М.; Николаева Ю.В. Внешняя культурная политика России и зарубежных стран// СПб., Изд. Санкт-Петербургского государственного университета, 2008.
  2. Бродовский М. Технические производства в Туркестанском крае. Приложение к промысловому альбому Туркестанского края, составленному и изданному по распоряжению Туркестанского генерал-губернатора, генерал-адъютанта К. П. фон Кауфмана. Санкт-Петербург: Типография Демакова, 1875.
  3. Васильева Е. В. Город и тень. Образ города в художественной фотографии XIX — начала ХХ веков. Saarbrücken: LAP LAMBERT, 2013. 280 с.
  4. Васильева Е. Характер и маска в фотографии XIX в // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2012. Серия 15. Вып. 4. С. 175-186.
  5. Васильева Е.В. Фотография и система изобразительной перспективы // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике сборник статей II Международной научной конференции. Казань: Казанский федеральный университет, 2016. С. 182-185.
  6. Васильева Е.В. Эжен Атже: художественная биография и мифологическая программа // Международный журнал исследований культуры. 2018. № 1 (30).
  7. Горшенина С.М. Крупнейшие проекты колониальных архивов России: утопичность тотальной туркестаники генерал-губернатора Константина Петровича фон Кауфмана // Ab Imperio. 2007. № 3. С. 1–64.
  8. Длужневская Г. В. Археологические исследования в Центральной Азии и Сибири в 1859–1959 гг. (по документам Научного архива Института истории материальной культуры РАН). СПб.: ЭлекСис, 2011. — 296 с.
  9. Краусс Р. Дискурсивные пространства фотографии // Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы // Художественный журнал. 2003. С. 135—152 с.
  10. Мамаева Н. Ю. Обследование коллекции фотографий Туркестанского альбома из фондов Российской национальной библиотеки // Фотография. Изображение. Документ. 2014. № 5. с. 90-92.
  11. Туркестанский альбом по распоряжению туркестанского генерал-губернатора генерал-адьютанта К. П. фон Кауфмана I-го: В 4 частях: В 6 томах / сост. А. Л. Кун, М. И. Бродовский, М. А. Терентьев. СПб., 1871 — 1872.
  12. Чернышева М. Новый взгляд на феномен реализма: о фотографическом проекте художника Верещагина и генерала Кауфмана // Ab imperio. 2015. Т. 2015. № 4. С. 379-413.
  13. Baldus E. Album du Chemin De Fer Du Nord. Paris: Edouard Baldus, 1855.
  14. Daniel M. Mission Héliographique, 1851. New York City, Heilbrunn Timeline of Art History, The Metropolitan Museum of Art, 2000. Mondenard A. La Mission héliographique: mythe et histoire // Etudes Photographique, 1997, no 2, mai.
  15. Matthews S. Photography in archaeology and art. London : Baker, 1968.
  16. Rosenblum N. Documentation: Landscape and Architecture / Rosenblum N. A World History of Photography. New York: Abbeville Press, 1997.
  17. Schwartz J., Ryan J. Picturing place: photography and the geographical imagination, 2003.
  18. Talbot W. H. F. The Pencil of Nature: in 6 parts. London: Longman, Brown, Green and Long-mans, 1844–1846. Parts 1–6. XXIV p.
  19. Travel photography /​ by the editors of Time-Life Books. N.Y.: Time-life, 1972. — 228 p.

Культурная интеграция