Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Вклад правительства Санкт-Петербурга в развитие связей с соотечественниками на постсоветском пространстве

Аннотация: с 2000-х годов Правительство Санкт-Петербурга развернуло активную деятельность по поддержке российских соотечественников, проживающих за рубежом. Традиционно особое внимание уделяется соотечественникам, проживающим в странах СНГ и региона Балтийского моря. Северной столице удалось самым выгодным способом использовать в своей деятельности имеющиеся культурные богатства и интеллектуальные, творческие ресурсы. Созданы и реализуются уникальные проекты, такие как Санкт-Петербургский международный культурно-исторический университет, Петербургский форум молодежных организаций российских соотечественников и зарубежных русскоязычных СМИ «Русское зарубежье» и многие другие. Таким образом, Санкт-Петербург вносит существенный вклад в развитие гуманитарного сотрудничества на постсоветском пространстве.

Ключевые слова: соотечественники за рубежом, Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга, опыт Санкт-Петербурга в работе с соотечественниками, Программа «Соотечественники».

Abstract: since the 2000s, the St. Petersburg government has been actively supporting Russian compatriots living abroad. Traditionally, special attention is paid to compatriots living in the CIS countries and the Baltic sea region. The Northern capital managed to use the available cultural wealth and intellectual and creative resources in its activities in the most profitable way. Unique projects such as the St. Petersburg international cultural and historical University, the St. Petersburg forum of youth organizations of Russian compatriots and foreign Russian-language media «Russian abroad» and many others have been created and are being implemented. Thus, St. Petersburg makes a significant contribution to the development of humanitarian cooperation in the post-Soviet space.

Keywords: compatriots abroad, St. Petersburg Government, the Committee for External Relations of St. Petersburg, Saint-Petersburg experience of work with compatriots, Program «Compatriots».

Бурные события отечественной истории ХХ в., породившие несколько «волн» русской эмиграции, распад Советского Союза остро поставили вопрос о соотечественниках за рубежом. К началу ХХI в. количество россиян, проживающих за пределами территории Российской Федерации, стало столь значительным, что президент В.В. Путин в своем выступлении 18 марта 2014 г. в Кремле перед депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, руководителями регионов России и представителями гражданского общества отметил: «…русский народ стал одним из самых больших, если не сказать, самым большим разделённым народом в мире» [8]. По словам министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова, «российская община за рубежом насчитывает порядка 30 миллионов человек и входит в четверку самых крупных диаспор мира» [4].

Отношения с соотечественниками за рубежом уже традиционно рассматриваются как одно из приоритетных направлений внешней и внутренней политики Российской Федерации. Важным нормативно-правовым актом, регулирующим данное направление, стал Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

Статья 1 закона содержит определение понятия «соотечественники». Внесенные изменения Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 179-ФЗ в статью 1 лишь усилили сложносоставной характер официально озвученной трактовки понятия. На сегодняшний день в законе закреплено следующее определение термина «соотечественники»: это «…лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии» [16]. По сравнению с первоначальной редакцией здесь акцент сместился на исторические корни без упоминания конфессиональной составляющей.

Закон особо определяет понятие «соотечественники за рубежом». В пункте 2 данной статьи указывается: «Соотечественниками за рубежом (далее — соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации».

В новой редакции статьи 1 появился пункт 3, который гласит: «Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства» [16].

Таким образом, благодаря внесенным изменениям Правительство Российской Федерации рассчитывает исключить возможность автоматически причислять к соотечественникам всех проживающих в государствах, входивших в состав бывшего СССР. На первый план выходит вопрос самоидентификации лица, которое может быть причислено к соотечественникам.

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 179-ФЗ внес изменения и в порядок признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам. В новой редакции из Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» были исключены положения, предусматривающие выдачу от имени Российской Федерации документов (свидетельств), подтверждающих принадлежность к соотечественникам. Предоставление так называемого «паспорта соотечественника» было признано нецелесообразным из-за ряда внешнеполитических, финансовых и юридических причин.

Тем не менее, для лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 1, признающих свою принадлежность к соотечественникам, недостаточно простого волеизъявления как акта свободного выбора. Согласно пункту 2 статьи 3, его необходимо подкрепить «общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией» [16]. В свою очередь, это делает желательным регистрацию в общественных объединениях соотечественников и получение соответствующих документов (свидетельств), подтверждающих их членство.

В этих условиях возрастает роль субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками. В редакции 2010 г. Федеральный закон более значительное внимание уделяет регламентации полномочий российских регионов в работе с соотечественниками. В частности, отдельно указывается на необходимость работы по взаимодействию с неправительственными организациями и общественными объединениями соотечественников, «с хозяйствующими субъектами соотечественников, иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, проживающие в соответствующих государствах» [16].

С 2000-х годов Правительство Санкт-Петербурга развернуло активную деятельность по поддержке российских соотечественников, проживающих за рубежом. В Правительстве Санкт-Петербурга органом, ответственным за организацию работы по взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом, является Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга. Он осуществляет и координацию деятельности иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в данной сфере. В Комитете есть особое подразделение — Отдел по связям с соотечественниками за рубежом, где на сегодняшний день работают 4 сотрудника. Отметим, что с 2009 г. по 2013 г. в Санкт-Петербургском государственном учреждении «Санкт-Петербургский Дом национальностей», находившемся в указанный период в ведении Комитета по внешним связям, действовал Отдел по работе с соотечественниками. Он внес значительный вклад в реализацию Программ Правительства Санкт-Петербурга. «В соответствии с рекомендациями Совета глав субъектов РФ при МИД России в данной работе соблюдаются географические приоритеты. В силу своего географического положения в первую очередь Санкт-Петербурга концентрирует свои усилия на соотечественниках, проживающих в странах СНГ и Европы» [12, с.84].

Первоначально деятельность Комитета представляла собой единовременные акции, но уже в 2008 г. был создан единый комплексный документ — Программа Правительства Санкт-Петербурга по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом (Программа «Соотечественники»). Первая Программа была рассчитана на 2008–2010 гг., следующая — на 2011– 2013 гг. Таким образом был накоплен положительный опыт системной работы Правительства Санкт-Петербурга. Однако проект третьей самостоятельной региональной Программы по реализации общегосударственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2014– 2016 гг. поддержан не был [12, с.84-86].

В связи с отсутствием Программы с 2014 г. деятельность Санкт-Петербурга по поддержке соотечественников за рубежом выстраивается иначе. «По своей сути Программа «Соотечественники» сохраняется, однако теперь она представляет собой не единый документ, объединивший все виды взаимодействия с российской диаспорой. Поддержка соотечественников в настоящее время является отдельным направлением работы Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, которому уделяется особое внимание» [2]. Можно говорить об осуществлении ряда целевых проектов и мероприятий в гуманитарной сфере.

Правительство Санкт-Петербурга ставит целью своей работы по реализации общегосударственной политики в отношении соотечественников «осуществление комплекса мероприятий, направленных на создание соотечественникам благоприятных условий для развития связей с Россией, укрепление роли русского языка, утверждение роли Санкт-Петербурга как культурного и интеллектуального центра России» [2]. Соответственно, определены 5 важнейших направлений деятельности:

― сотрудничество в области образования и поддержка русского языка;

― работа с молодежью;

― поддержка ветеранов Великой Отечественной войны и жителей блокадного Ленинграда;

― сотрудничество в области культуры;

― информационное, научно-методическое и организационное обеспечение [2].

Достаточно взглянуть на перечень ежегодно проводимых по данным направлениям мероприятий в отчетах Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, чтобы оценить внушительный масштаб деятельности. Недаром наряду с Москвой и Казанью Санкт-Петербург входит в тройку лидеров по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом. Северной столице действительно удалось самым выгодным способом использовать здесь свои культурные богатства и интеллектуальные, творческие ресурсы.

Остановимся лишь на отдельных ключевых проектах.

С 2004 г. в Санкт-Петербурге успешно осуществляется проект «Санкт-Петербургский международный культурно-исторический университет», задуманный и воплощенный в жизнь известным общественным деятелем М.Н. Толстым. Для участия в Университете приглашаются соотечественники из стран как дальнего, так и ближнего зарубежья. Но особой популярностью данный проект пользуется у соотечественников из стран СНГ и региона Балтийского моря. В течении уже 15-ти лет в городе на Неве собираются исследователи, преподаватели, сотрудники музеев, студенты, журналисты, — все те, кто профессионально интересуется вопросами Отечественной истории. Количество участников Университета в разные годы неодинаково, например: в 2008 г. — 60 соотечественников, в 2010 г. — 20, в 2013 г. — 49, в 2015 г. — 50, в 2018 г. — 39 [3,5,7,9,14].

За прошедшие годы Санкт-Петербургский международный культурно-исторический университет претерпел определенные изменения в формате проведения, хотя его задачи (знакомство с историей и культурой России и Санкт-Петербурга, укрепление научных и общественных связей с исторической Родиной) и целевая аудитория остались прежними. На первом этапе университетская сессия проводилась исключительно в летний период, и проект носил название «Санкт-Петербургский международный летний культурно-исторический университет». Сессия состояла из двух частей:

– лекционная программа в Санкт-Петербурге;

– практический курс на базе Староладожской археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН в селе Старая Ладога Волховского района Ленинградской области.

Наиболее масштабно в такой форме Университет был проведен в 2009 г., когда в сессии приняло участие почти 100 человек, при чем было привлечено значительное количество молодежи. Лекционная программа в Санкт-Петербурге была предложена преподавателям русского языка и истории, а учебно-практический курс в Старой Ладоге — студентам и старшеклассникам. Нельзя не обратить внимание на значительную роль в осуществлении практического курса Летнего университета знаменитого отечественного археолога А.Н. Кирпичникова, руководителя раскопок в Старой Ладоге. Именно благодаря его энтузиазму наши молодые соотечественники смогли по-настоящему прикоснуться к истокам родной истории [15].

С 2010 г. организаторы Университета сконцентрировались на культурной составляющей проекта. С этого времени сессия проводится только в Санкт-Петербурге, обычно в осенние, реже — в весенние месяцы. Особенностью Университета стало сочетание «интенсивной лекционной и культурной программы с предоставлением возможности участникам самостоятельно посетить музеи, выставки, библиотеки Санкт-Петербурга» [13].

В 2012 г. научным руководителем культурно-исторического университета был приглашен известный ученый, специалист по русской истории XVIII в. Е.В. Анисимов. Эта почетная обязанность не раз возлагалась на его плечи и в последующие годы. Под его руководством в 2013 г. был проведен юбилейный десятый культурно-исторический университет. С этого времени образовательная программа для соотечественников, проживающих за рубежом, по истории России получила название «История государства Российского» в честь монументального труда начала XIX в. русского историка Н.М. Карамзина, благодаря которому в свое время произошло становление национального самосознания всех, кто неравнодушен к судьбе России [11].

К реализации образовательной программы для соотечественников, проживающих за рубежом, по истории России привлекаются лучшие интеллектуальные силы Санкт-Петербурга. Каждый год Университет проводится на базе одного из ведущих научно-исследовательских, образовательных, культурных учреждений города: Санкт-Петербургского института истории РАН, Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургского государственного университета, Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и др.

По сложившейся традиции ежегодно читается 20 лекций, каждая из которых — результат научных исследований, авторская разработка, специально подготовленная для слушателей данного проекта ведущими специалистами Санкт-Петербурга в области истории, философии, литературоведения и т. д. Все лекции объединены единой сквозной темой. Так, в 2008 г. Университет был посвящен русскому революционному терроризму, революционной ситуации в России и гражданской войне (1860 — 1920 гг.), в 2009 г. — истории Русского Зарубежья, в 2011 г. — истории России в архивных документах, введенных в научный оборот в течение 2000-2011 гг., в 2013 г. — разным этапам истории династии Романовых [11,13,14,15]. В нынешнем году культурно-исторический университет был приурочен к 315-летнему юбилею Санкт-Петербурга, и его основная тема была определена как «Деяния Петра Великого в судьбах народов Евразии».

Традиционным дополнением лекционных занятий, круглых столов является обширная культурная программа, включающая ряд экскурсий, посещение театров города. По окончании работы культурно-исторического университета слушателям вручаются свидетельства, сертификаты участников.

Еще одной «визитной карточкой» Санкт-Петербурга в сфере поддержки соотечественников за рубежом стал Петербургский форум молодежных организаций российских соотечественников и зарубежных русскоязычных СМИ «Русское зарубежье». Наши соотечественники по всему миру создают самые различные организации, но наиболее динамично развивающимися и активными являются, конечно, молодежные. Традиционный бич всех организаций зарубежной диаспоры — малочисленность, разобщенность и недолговечность. В этих условиях периодическая печать — один из устоявшихся и востребованных методов взаимосвязи представителей диаспоры между собой и с исторической Родиной. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. произошел расцвет русскоязычной прессы во всех странах СНГ. Распространение интернет-изданий только усилило развитие печати, но уже электронном виде.

Первый Форум прошел на базе Санкт-Петербургского Дома национальностей 13-16 ноября 2008 г. как продолжение ряда страновых встреч, состоявшихся при содействии Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом. Среди его 103-ех участников были руководители общественных молодёжных организаций и активисты российской диаспоры из 34 стран СНГ и Европы, а также молодые соотечественники из стран Балтийского региона, обучающиеся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга. «Целью Международного молодёжного форума было обсуждение проблем взаимодействия молодёжи России и зарубежных стран в культурной, научной и образовательной сферах, а также развитие русского языка и русской культуры» [1]. Эта встреча на берегах Невы выявила острую необходимость в расширении диалога молодежи зарубежной диаспоры с представителями власти, бизнеса и общественности России.

II Международный молодёжный форум «Санкт-Петербург — молодые соотечественники: мосты сотрудничества в XXI веке» (23-25 ноября 2009 г.) был организован Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга совместно с Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями и Комитетом по науке и высшей школе. По сути тогда определились основные формы построения и проведения данного мероприятия. Фактически нужно говорить о двух одновременно проходящих форумах: Молодежный форум и Медиа-форум, которые объединены общим пленарным заседанием, торжественным закрытием мероприятия и разнообразной культурной программой. Молодежный форум представлен двумя параллельно работающими секциями — «Лидерство» и «Искусствоведение» (до 2013 г. — «История культуры Санкт-Петербурга»), где участникам предлагаются просветительские лекции и тренинги. C 2017 г. секция «Лидерство» заменена на секцию «Экономика». На молодежный форум приглашаются представители молодежных организаций соотечественников в возрасте 22 — 35 лет [1].

Медиа-форум на практике стал краткосрочным универсальным курсом повышения квалификации журналистов, программу для которого готовят специалисты Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета. Востребованность такого курса выявилась уже при первой встрече работников русскоязычных средств массовой информации. Следует заметить, что среди них немало людей уже зрелого возраста, обладающих большим жизненным опытом, так как по условиям организаторов заявку на участие могут подать дипломированные специалисты до 40 лет, имеющие опыт работы не менее 2 лет в русскоязычных зарубежных СМИ. Для них проводятся лекции, обучающие семинары, мастер-классы и круглые столы по наиболее острым вопросам и актуальным тенденциям развития современной медиасферы. По окончании работы Форума участники получают соответствующие сертификаты.

Успех проведения Петербургского форума молодежных организаций российских соотечественников и зарубежных русскоязычных СМИ подтверждается количеством участников и географией их проживания. Так, в 2013 г. в мероприятии участвовал 91 соотечественник из 35 стран, в 2014 г. — 94 из 47 стран, в 2015 г. — 80 из 44 стран [5,6,7]. В 2010 г. из 89 участников мероприятия 46 человек (51,7 %) — соотечественники из стран ближнего зарубежья. Их распределение по направлениям работы выглядит следующим образом: среди 40 участников Молодежного форума — 18 из стран СНГ и региона Балтийского моря; из 49 участников Медиа-форума — 28 соотечественников из ближнего зарубежья [1]. Это свидетельствует, что сохранение русского языка и образования, развитие российской культуры за рубежом являются животрепещущими вопросами для наших соотечественников, проживающих на постсоветском пространстве.

Нельзя не упомянуть и такую важную форму деятельности Комитета по внешним связям по поддержке соотечественников за рубежом, как закупка и передача в дар книг от Правительства Санкт-Петербурга. Программа была запущена в начале 2000-х гг. Большое внимание уделяется именно соотечественникам из стран ближнего зарубежья. Приобретались те книги, которые нужны были за границей: произведения русской классической литературы, учебники для начальной, средней и высшей школы, исторические и философские исследования. Например, в 2014 г. была передана учебно-методическая литература по русскому языку, книги по истории России и Санкт-Петербурга, детская художественная литература, презентационные и информационно-справочные материалы для организаций соотечественников в Казахстане, Латвии, Литве, Таджикистане, Эстонии [6]. За время действия Программы «Соотечественники» Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга было передано зарубежным русским школам и организациям соотечественников более 23 000 пособий по русскому языку [10]. К сожалению, не была реализована программа по закупке и передаче в дар изданий по истории русской эмиграции. Тем не менее, стоит подчеркнуть, что именно такая кропотливая, на первый взгляд, неприметная, но крайне востребованная работа создает надежный фундамент для выстраивания устойчивых связей Санкт-Петербурга с организациями соотечественников за рубежом.

Таким образом, Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга проводит огромную многоплановую работу по реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом. Северной столице удалось максимально использовать в своей деятельности имеющиеся культурные богатства и интеллектуальные, творческие ресурсы. Следует признать, что Санкт-Петербург вносит существенный вклад в развитие гуманитарного сотрудничества на постсоветском пространстве.

 

Список использованных источников и литературы

  1. III-й Петербургский форум молодых соотечественников, проживающих за рубежом, и работников зарубежных русскоязычных средств массовой информации. Санкт-Петербург, 24 — 27 мая 2010 г.: Сборник материалов [Электронный ресурс]. URL: http://spbrumir.ru/wp-content/uploads/2014/01/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA.-%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC-2010.pdf
  2. Задачи [Электронный ресурс]. URL: http://spbrumir.ru/?page_id=87
  3. Культурно-образовательная программа по истории и культуре Санкт-Петербурга и России для преподавателей истории и русского языка из числа соотечественников, проживающих за рубежом. 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://spbrumir.ru/?p=3624
  4. Лавров С. Русский мир на пути консолидации // Российская газета. 2015. 2 ноября.
  5. Материалы о международной и межрегиональной деятельности Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в 2013 году. СПб., 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://kvs.spb.ru/media/uploads/userfiles/2017/06/01/2013KVS.pdf
  6. Материалы о международной и межрегиональной деятельности Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в 2014 году. СПб., 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://kvs.spb.ru/media/uploads/userfiles/2017/06/01/KVS_2014_gAGJtGC.pdf
  7. Материалы о международной и межрегиональной деятельности Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в 2015 году. СПб., 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2016/05/23/Otchet2015.pdf
  8. Обращение Президента Российской Федерации 18 марта 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/20603
  9. Паламарчук С. Соотечественники из 17 стран познавали в Санкт-Петербурге историю государства Российского [Электронный ресурс]. URL: http://m.baltnews.ee/in_russia/20180426/1016640801.html
  10. Передача учебно-методических пособий [Электронный ресурс]. URL: http://spbrumir.ru/?p=3376
  11. Петербург — не только «окно в Европу», но и «двери» в историю России [Электронный ресурс]. URL: http://spbrumir.ru/?p=2773
  12. Прохоренко А.В., Ильинская Д.Р. Совершенствование государственной политики по взаимодействию с соотечественниками за рубежом: опыт Санкт-Петербурга // Управленческое консультирование. 2016. № 4. С. 80-89.
  13. Санкт-Петербургский международный культурно-исторический университет (образовательная программа для российских соотечественников, проживающих за рубежом). 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://spbrumir.ru/?p=3621
  14. Санкт-Петербургский международный летний культурно-исторический университет, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://old.kvs.spb.ru/sankt-peterburgskij_mezhdunarodnij_letnij_kul_turno-istoricheskij_universitet1084
  15. Санкт-Петербургский международный летний культурно-исторический университет, 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://spbrumir.ru/?p=3627
  16. Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 N 99-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23178/

Культурная интеграция, Региональное культурное сотрудничество