Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Роль Санкт-Петербурга в реализации внешней культурной политики России в сфере образования

Аннотация. Статья посвящена реализации внешней культурной политики Российской Федерации по линии образования, а именно роли города Санкт-Петербурга в данной сфере. В работе проанализированы основные документы по внешней культурной политике РФ, а также рассмотрены основные направление, по которым ведётся активная деятельность в Санкт-Петербурге.

Ключевые слова: внешняя культурная политика РФ, образование, Санкт-Петербург, международные рейтинги, нормативно-правовая база, Концепция внешней культурной политики РФ.

Abstract. The article is devoted to the implementation of the external cultural policy of the Russian Federation through education, namely the role of St. Petersburg in this field. The author analyzes the main documents on the external cultural policy of the Russian Federation; beside that the main directions are reviewed, those covered in St. Petersburg.

Keywords: external cultural policy of the Russian Federation, education, St. Petersburg, international rakings, normative and legal framework, the Concept of the external cultural policy of the Russian Federation.

В современных международных отношениях государства всё больше отдают предпочтение политике «мягкой силы». Внешняя культурная политика, являясь её частью, становится всё более существенным фактором политики государств. Культурные связи выступают основой и значительно способствуют развитию международного диалога в различных сферах, а также благоприятствуют формированию положительного образа государства за рубежом. Культура и культурные связи используются как средство достижения определенных политических целей, отражая при этом внутренние и внешние национальные интересы государства.

Одним из первых основополагающих документов по внешней культурной политике РФ стали Тезисы «Внешняя культурная политика России — год 2000» [8]. В документе были определены важнейшие цели, задачи, основные направления и формы, а также главные приоритеты культурного сотрудничества России с зарубежными странами.

В концепции отмечается, что «Внешняя культурная политика должна рассматриваться неотъемлемой составной частью государственной политики России на международной арене. Культурное сотрудничество с зарубежными странами является наряду с политическими и экономическими отношениями одной из составляющих в системе внешнеполитических координат» [8].

Среди направлений культурного сотрудничества выделены: связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма, в других гуманитарных сферах, а также по линии общественных групп и организаций, творческих союзов и отдельных групп граждан [8].

Данные идеи нашли своё продолжение и были включены в ряд концепций внешней политики Российской Федерации (Концепция 2008 г.[2], Концепция 2013 г.[3]) в разделе «Международное гуманитарное сотрудничество и права человека». На сегодняшний день внешняя культурная политика России основана на концепции внешней политики Российской Федерации 2016 г. [4].

Образование имеет особое значение в развитии культурного сотрудничества России. В Тезисах внешней культурной политики России — год 2000 данному направлению посвящены пять пунктов, в которых отражены основные приоритеты страны: активное и целенаправленное использование потенциала научно-образовательной системы России в обеспечении геополитических и экономических интересов страны, обмены специалистами, учеными, преподавателями, студентами, школьниками; вхождение страны в мировой рынок образовательных услуг, расширение объемов подготовки иностранных специалистов на российской образовательной базе, установление и поддержание максимально широких связей между высшими учебными заведениями, научными организациями и учреждениями, общеобразовательными школами и профессионально-техническими училищами, создание за рубежом совместных образовательных учреждений, работа по преподаванию и распространению русского языка и литературы и др. [8].

Все подробности сэндвич панели для холодильных камер здесь. Готовые каркасные дома с завода www.indivi-dom.ru.

Значимость образования во внешней культурной политики отмечена и в других документах. Например, в Основных направлениях политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества указано, что «в контексте решения задачи модернизации страны особое значение приобретает международное сотрудничество Российской Федерации в области науки и образования. Эффективное взаимодействие с зарубежными партнерами на данном направлении должно способствовать притоку инвестиций, новейших технологий и передовых идей» [6].

Санкт-Петербург — один из важнейших центров международной деятельности России. В течении последних пяти лет в Санкт-Петербурге состоялись свыше 100 международных экономических и политических мероприятий на высшем уровне. Культурное направление международной деятельности города является не менее значимым, число проводимых культурных мероприятий постоянно увеличивается, появляются новые формы и направления.

Город вносит особый вклад в развитие образовательного направления в реализации внешней культурной политики России. В первую очередь это академический обмен среди студентов. Санкт-Петербург занимает 2 место в России по количеству иностранных студентов в ВУЗах, по данным за 2016 г. в городе обучалось 23 030 человек из-за рубежа [1]. Студенты Санкт-Петербургского Государственного Университета, а также студенты из других ВУЗов города активно участвуют в программах академического обмена и представляют город и страну, обучаясь в течение одного или двух семестров в зарубежных университетах.

Помимо академического обмена, в университетах Петербурга представлен ряд международных образовательных программ, программ двойного диплома, различных международных летних и зимних школ (которые проводятся в Санкт-Петербурге).

Санкт-Петербургские ВУЗы играют важную роль в повышении рейтинга российского образования за рубежом. Санкт-Петербургский Государственный Университет на протяжении многих лет входит в международный рейтинг лучших университетов мира — QS World University Rankings [10]. С 2013 года в рейтинг входит и Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет.

Университет ИТМО, Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический Университет им. В.И. Ульянова (Ленина) (ЛЭТИ), а также Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого (СПбПУ) являются участниками проекта 5/100, целью которого является максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ [9].

Также в городе работают 5 кафедр ЮНЕСКО, которые занимаются исследовательской деятельностью и ряд школ, ассоциированных ЮНЕСКО. Цели создания подобных школ в России: изучение, внедрение и распространение позитивного опыта в системе образования и воспитания; развитие межкультурной коммуникации и содействие укреплению мира; создание дополнительных возможностей для развития международных контактов школ ЮНЕСКО [5].

Ежегодно в Санкт-Петербурге проводится ряд конференций, семинаров, форумов, круглых столов по самым разнообразным направлениям. Например, в 2017 году запланировано проведение: XVIII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире», экспертной сессии «Инструменты поддержки научных коллабораций международного уровня», Международного нейрохирургического форума и образовательного курса Всемирной Федерации Нейрохирургических Обществ, международной научной конференции «Высокие технологии и инновации в науке», международной студенческой научной конференции «Поколение будущего», международной научно-практической конференции «Туризм, этика и глобальное гражданство» и др. [7]. Даже среди перечисленных мероприятий, а их запланировано гораздо больше, можно увидеть широкий охват самых разных научных и образовательных направлений, а также, что мероприятия проводятся на нескольких уровнях (студенческие конференции, молодёжные конференции, экспертные мероприятия и др.) и при поддержке различных исследовательских институтов и фондов.

С 2009 г. в городе ежегодно проводится Петербургский международный образовательный форум, который является открытой площадкой для дискуссий, обмена опытом, профессионального диалога ведущих специалистов в области просвещения. Это мероприятие межинституционального масштаба — выдающиеся ученые, педагоги, политики, руководители системы образования, общественники и деятели культуры обсуждают вопросы глобального просвещения как фундаментальной основы развития общества и строительства будущего.

Санкт-Петербургская ассоциация международного сотрудничества также активно действует в данной сфере, реализуя молодёжные образовательные программы (Например, Шекспировский фестиваль драмы, Международный молодежный конкурс Ораторского мастерства) и образовательные страноведческие программы, лектории, занимаясь продвижением русского языка и культуры за рубежом, а также организуя международные конференции и семинары.

Таким образом, в Санкт-Петербурге осуществляется деятельность по всем образовательным направлениям, перечисленным в документах по внешней культурной политике РФ: академический обмен, повышение конкурентоспособности российских ВУЗов за рубежом, подготовка иностранных специалистов на российской образовательной базе, установление и поддержание широких связей между высшими учебными заведениями, научными организациями и учреждениями и др. Город принимает активное участие в обмене опытом и стремится активизировать международное сотрудничество в сфере образования.

Список источников и литературы

1. Громов. А. Д. Академическая мобильность иностранных студентов в России // Факты образования. Высшая школа экономики. 2016. Выпуск 7. Июль 2016 г. С. 13 — 15.

2. Концепция внешней политики Российской Федерации. 15.07.2008 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/news/785.

3. Концепция внешней политики Российской Федерации. 12.02.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/
CptICkB6BZ29/content/id/122186.

4. Концепция внешней политики Российской Федерации. 30.11.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/
cKNonkJE02Bw/content/id/2542248.

5. О проекте. Ассоциированные школы ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unesco.ru/ru/?module=pages&action=view&id=104.

6. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. 18.12.10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher
/CptICkB6BZ29/content/id/224550.

7. Открытый каталог научных конференций, выставок и семинаров. Конференции.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://konferencii.ru/city/sankt-peterburg/1.

8. Тезисы «Внешняя культурная политика России — год 2000» // Дипломатический вестник. 2000. №4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/dip_vest.nsf/
99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/
34a292cf58dfdb34c32568dc002d5940!OpenDocument.

9. 5/100. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://5top100.ru/.

10. QS World University Rankings [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.topuniversities.com/university-rankings.

Внешняя культурная политика, Международные образовательные связи, Региональное культурное сотрудничество