Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Использование культурного потенциала Санкт-Петербурга для городского брендинга

Аннотация. Автор обращается к поиску новых элементов бренда Санкт-Петербурга. Автор рассматривает основные культурные и духовные ценности, которые могут стать брендом города. Отдельно анализируются гастрономический бренд города. автор задается вопросом, кто из известных петербуржцев может стать «лицом» города.

Ключевые слова: бренд, брендинг, Санкт-Петербург, туризм, логотип, слоган, адресная аудитория, гастрономический бренд, амбассадоры бренда

Abstract. The author refers to search of brand new items of St. Petersburg. The author examines the basic cultural and spiritual values, which can become a brand city. Separately analyzed the gastronomic brand of the city. The author wonders who of famous residents of St. Petersburg can become the «face» of the city.

Key words: brand, branding, Saint Petersburg, logo, slogan, target audience, gastronomy brand, ambassadors of the brand

Санкт-Петербург — один из самых красивых и удивительных городов на свете. Люди со всего мира стремятся сюда за великолепием архитектурных памятников и изысканностью городского ландшафта, богатством музейных коллекций и яркостью театральных традиций, беззаботностью ночной жизни и весельем речных прогулок, но главное — за непередаваемой атмосферой и особой питерской романтикой.

В настоящий момент Петербург является наиболее популярным туристическим направлением России, за 2016 год его посетили около 7 млн. туристов [3]. Только за последние пару лет город удостоился множества наград и званий, попал во многие рейтинги. В 2017 году Петербург стал лауреатом премии World Travel Awards в категории лучшее туристическое направление в Европе [1]. При этом наиболее интересными, формирующими облик города достопримечательностями, стали Спас-на-Крови, Зимний дворец, Исаакиевский собор и Петергоф. Американский журнал Travel+Leisure, считающийся крупнейшим изданием в мире для туристов, включил Санкт-Петербург в список самых романтичных городов мира [2]. Город занял восьмое место в рейтинге лучших европейских туристических направлений 2016 года по версии премии TripAdvisor Travellers Choice, причем в данном случае наиболее привлекательной достопримечательностью снова стал Спас-на-Крови [4].

У города огромный потенциал, для его реализации городу нужен, в том числе, свой бренд, своя идея. Бренд может способствовать Петербургу стать более комфортабельным и привлекательным как для туристов, так и для жителей города. Построение эффективного бренда важно не только для полноценного развития города, но и для усиления его международного культурного влияния.

Аудитория.

В сознании людей бренд ассоциируется с местом, представляя собой по сути отрывочные сведения о городе, его прошлом, настоящем и будущем. В бренде должны присутствовать ключевые элементы и уникальные характеристики, позволяющие безошибочно отличить этот город от прочих.

Можно выделить целевую аудиторию, на которую будет работать бренд. Это:

туристы (как внутренний, так и внешний туризм),

местные жители (необходимо, чтобы они сами ассоциировали город с новым образом, для этого бренд должен быть узнаваем разными поколениями),

инвесторы (привлечение бизнеса),

представители науки (студенты и ученые),

Печать на пленке стоимость печати на виниловой пленке. Грипп какие средства полезны и какие бесполезны в лечении лечение гриппа и орви.

представители сферы культуры и искусства,

квалифицированные кадры.

Необходимо, чтобы у любого человека, даже того, который никогда не был в Санкт-Петербурге, должно быть хоть какое-то представление о городе. Главная сложность при поиске идентичности Санкт-Петербурга — это наличие множества разных, зачастую несовместимых, смыслов (европейское и русское, классическое и современное и т.д.). Город, который всегда ассоциировался с традициями, историей, классикой постепенно переходит на более современное позиционирование, особенно среди молодого поколения, которое видит его, как место свободы, саморазвития, новых идей, творческой атмосферы.

Символы

Можно выстроить ассоциативный ряд, который приходит на ум при упоминании Санкт-Петербурга: Северная столица, Нева, каналы, мосты, белые ночи, дождь и зонт, парадные, музеи, балет, культура, история, империя, уличные музыканты, пышки и кофе, театр, Алые паруса, «Зенит». У молодого поколение зачастую идут ассоциации с творчеством Сергея Шнурова и фразой «В Питере — пить», есть также ее интерпретации, например, «В Питере — жить», которая тоже прижилась в городе.

Традиционными брендами Санкт-Петербурга уже принято считать такие архитектурные памятники как Эрмитаж, Спас-на-Крови, Казанский и Исаакиевский соборы, ансамбль в Петергофе. Эти ассоциации с Санкт-Петербургом можно назвать устоявшимися символами туристической столицы и города на Неве.

Лицо города

Если говорить про лицо бренда города, то на данный момент сложно выделить определенного человека, который бы олицетворял дух Санкт-Петербурга. Уже устоявшийся вариант — Петр I, активно используется, это приносит результат, и, пожалуй, это самый удачный выбор на данный момент. Конечно те, кто так или иначе интересуются Россией, слышали такие имена как Александр Сергеевич Пушкин или Михаил Боярский, но этого недостаточно. Необходимо выбрать амбассадоров из числа известных петербуржцев и проводить компании по продвижению образа города с их участием.

История Санкт-Петербурга неразрывно связана с историей русского балета. Именно здесь появилась первая школа балета в России. Поэтому для персонификации бренда можно выбрать известную балерину, это усилит интерес туристов к городу, они захотят увидеть настоящий русский балет и побывать в Мариинском театре. В этом случае лицом бренда могла бы стать Диана Вишнева, которая закончила Академию им. А. Я. Вагановой и является примой Мариинского театра. Можно было бы проводить компании с ее участием как в России, так и за ее пределами. Также, можно сделать акцент на том, что Петербург — культурная столица, и выбрать для участия в брендинговой кампании такие известные личности, как Анна Нетребко, Константин Хабенский, Елизавета Боярская, Евгений Плющенко.

Гастрономический бренд

Важной составляющей образа города является гастрономический бренд. На данный момент в Петербурге очень развита культура кофеен и булочных, можно сделать акцент на этом, а также упомянуть известные пышки, которые, пожалуй, уже стали символом города. Также в городе популярно изображение чашки кофе, над которой идет дождь.

Логотип и слоган

При выборе логотипа и слогана важно также подчеркнуть уникальность города. Выделим несколько составляющих:

культурный центр,

слияние Европы и России,

центр русской истории,

водная стихия,

загадочность и романтика города и русской души.

Петербург — место, полное невероятной красоты, которое поможет понять загадочную русскую душу и историю страны, это Европа, но совсем другая Европа.

Первый вариант

Логотипом может быть традиционный разведенный мост (олицетворяет морскую душу города), но можно соединить это с культурой, например, разведенный мост, а на нем танцующая балерина, либо в прыжке над мостом; возможно вариант, когда на разведенных половинках моста находятся символы города: Спас-на-крови, Исаакиевский собор, Эрмитаж и т. д. Еще один вариант: между половинками моста находится алый парус (который тоже уже давно является ассоциацией с городом).

Варианты слогана в данном случае:

«Мост в новую Европу» — «Bridge to the new Europe»,

«Мост в мир красоты» — «Bridge to the world of beauty».

Второй вариант

Вспомнить символ Петербурга как окна в Европу и сделать логотипом очертания окна, и в этом окне, разделенном на 4 части, будут находиться символы города (можно взять образные зонт с дождем, якорь, либо очертания достопримечательностей города, либо танцующую балерину и т.д.). В данном случае рекламные ролики будут начинаться с открывающегося окна, а за ним уже будет показываться та самая «загадочная Россия».

Варианты слогана:

«Открой окно в Россию» — «Open the window to Russia»,

«Не увидишь Россию, не открыв Петербург» — «You won’t see Russia without opening St. Petersburg»,

«Открой душу России» — «Open the soul of Russia».

Продвижение

Один из актуальных способов продвижения брендинговой компании — Чемпионат мира по футболу 2018 г., возможность показать город и его уникальность. Еще одна возможность презентовать бренд города — ежегодный Международный культурный форум, который проводится в Петербурге.

Есть много возможностей, чтобы создать и раскрутить бренд города. Санкт-Петербург — уникальный город, с богатым наследием, интересной историей, неповторимой атмосферой, своими образами и ассоциациями. В нем есть все условия для создания запоминающегося бренда.

Список источников и литературы

1. В 2017 году Петербург стал лауреатом премии World Travel Awards в категории лучшее туристическое направление в Европе//Спутник новости. 2017. 2 октября [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.sputnik.ru/obschestvo/
f279805b366d5c5f810e42dab356bfe728e584f4

2. Петербург признан одним из самых романтичных городов мира // Гаzета SPb. 2016. 24 августа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazeta.spb.ru/1972180-0/

3. Петербург третий год подряд признан лучшим туристическим направлением РФ//Новости express. 2016. 22 марта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smiexpress.ru/news/russia/-2380-peterburg-tretij-god-podryad-priznan-luchshim-turisticheskim-napravleniem-rf/

4. Сквирский Н. Бренд Санкт-Петербурга: современное состояние, проблемы и перспективы формирования //Международные гуманитарные связи. 2017. Июнь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mgs.org.ru/2017/06/%d0%.

Международная общественная деятельность, Региональное культурное сотрудничество