Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Институциональные основы имиджевой политики Украины

Аннотация. В данной статье рассматриваются различные аспекты имиджевой политики Украины. Автор анализирует современное состояние политики Украины, направленной на формирование позитивного образа страны за рубежом, дает оценку деятельности различных институтов и организаций, а также проектам и мероприятиям, направленным на формирование современного позитивного имиджа Украины за рубежом.

Ключевые слова: образ Украины, имиджевая политика страны в начале XXI века, институты, направления и формы имиджевой политики Украины.

Abstract. This article discusses the different aspects of image policy of Ukraine. The author analyzes the current state policy of Ukraine aimed at the formation of a positive image of the country abroad, evaluates the activities of different institutions and organizations and projects and events aimed at creating a positive image of modern Ukraine.

Keywords: image of Ukraine, image policy of the country at the beginning of the XXI century, institutions, directions and forms of image policy of Ukraine.

В современных международных отношениях, а также во внешней и внутренней политике государств большое значение приобретают проблемы, связанные с формированием положительного имиджа страны. Положительный имидж — это вполне эффективный инструмент, который влияет на экономические отношения, на инвестиционную политику, политический климат и отношение к стране в мире. Безусловно, каждое государство обладает своим оригинальным имиджем, который, как правило, содержит и положительные и отрицательные черты. Свой внешнеполитический имидж имеет и Украина, интерес к которой значительно возрос в связи с событиями последних лет. Современное представление об Украине в мире носит весьма противоречивый характер. Хотя стоит признаться, что это не только результат кризиса в стране, проблемы с международным имиджем у Украины существовали всегда. [1]

По мнению зарубежной адресной аудитории, для формирования позитивного имиджа, главное внимание Украине следует уделить тем угрозам, на которые обращают внимание зарубежные специалисты. По результатам социологического опроса к числу негативных качеств Украины 43% зарубежные респонденты относят политическую и экономическую нестабильность, 22% — коррумпированность государственного аппарата, 23% — некачественный менеджмент, 12% — отсутствие правовой культуры. Исследования по восприятию Украины и ее граждан иностранцами, проведенное Международной социологической ассоциацией в странах ЕС и США, показало, что Украинский народ воспринимают как людей веселых 27%, образованных 16%, хороших (15%), в то же время страну, где они живут считают нестабильной, кризисной и коррумпированной 62% опрошенных. [2] Таким образом, за рубежом складывается образ страны, с которой сложно выстраивать долгосрочные отношения т.к. её бросает из кризиса в кризис. У западных граждан это вызывает жалость, а у европейской деловой и политической элиты — раздражение. Совершенно очевидно, что подобный имидж нуждается в изменении, требует организации продуманной имиджевой политики, которая должна осуществляться как государственными, так и общественными институтами, да и просто гражданами страны.

Работу по созданию и продвижению нового имиджа Украина начала еще в 90-е гг. ХХ века, сразу после провозглашения независимости. Особенно заметен интерес к документальному и институциональному оформлению имиджевой политики в начале XXI века. При президенте Леониде Кучме в 2003 году была создана Всемирная служба телевидения и радио, где показывали фильмы и передачи о стране, её традициях и культуре. Кроме того, Украина стала принимать активное участие в различных международных проектах, конкурсах и выставках, которые также были нацелена на представление в мире новой Украины, вставшей на путь демократических преобразований. [3]

У Украины было немало шансов заявить о себе в мире и использовать события политической, культурной жизни для изменения имиджа страны в международном сообществе. К основным, знаковым имиджеформирующим событиям данного периода можно отнести Оранжевую революцию (2004), победу певицы Русланы на Евровидении в 2004 году, успехи украинской сборной по футболу на Чемпионате мира в 2006 году (сборная вошла в восьмерку лучших команд мира), проведение Евро-2012 в Украине, Евро майдан в 2013 году. Однако, несмотря на многомиллионные затраты, формированию позитивного образа постоянно что-то мешало. Евромайдан из конфликта между властью и митингующими превратился в революцию. Решение о возможности проведения Евро — 2012 в Украине из-за нестабильности и неподготовленности было принято в последний момент. В 2010 году Украина принимала участие в Экспо — 2010, проходящей в Китае. [4] Однако эффект от участия был крайне неудовлетворительным. Национальный павильон выглядел ужасно. Он представлял собой лубочный пластмассовый тын с подсолнухами. В презентации страны, использовали простые слайды на стене и кассетный магнитофон, который крутил популярную в Украине музыкальную группу, которая была совершенно не известна в мире. Вся эта концепция выглядела крайне неудовлетворительной, несмотря на серьезные затраты. Госбюджет на участие в ЭКСПО выделил миллион гривен. [5]

Как работает локальное seo.

В 2014—2015 гг. вопросы имиджа Украины вновь приобрели особую актуальность в связи с политическими событиями в стране и в мире, а также из-за острейшего кризиса в отношениях с Россией. Имиджевая политика получила институциональное оформление и сегодня осуществляется различными государственными и общественными структурами. Значительная роль в формировании и продвижении обновленного имиджа Украины принадлежит Министерству Иностранных Дел Украины, которое возглавляет П. А. Климкин. Начиная с 2014 года, МИД Украины осуществляет разнообразные проекты, ведет активную работу с зарубежными PR-агентвами и мировыми СМИ. Именно при содействии Министерства иностранных дел Украины состоялся международный форум по созданию положительного имиджа Украины на 2015 год. [6] Представители МИД Украины заявили о разработке имиджевых проектов с ведущими специалистами Международной ассоциации паблик рилешнз (IPRA), в частности с Тони Миханом (TMA Communications, Великобритания), Томасом Ахелисом (Ahelis & Partners Public Relations, Германия) и т. п.

Самостоятельную роль в формировании и продвижении имиджа Украины играет Министерство Информполитики (МИП). Оно было создано 2 декабря 2014 года в соответствии с постановлением Верховной Рады Украины «О формировании состава Кабинета Министров Украины». Возглавляет Министерство Ю. Я. Стець. [7] В его задачи входит разработки стратегии информполитики Украины, концепции информационной безопасности государства, координация органов власти по вопросам коммуникации и расширения информации, а также противодействие информационной агрессии со стороны стран противников. В своей деятельности Министерство информационной политики Украины базируется на принципах защиты свободы слова и мысли, прав граждан на выражение своей позиции. При МИП создан Общественный совет, в который вошли представители общественных организаций, СМИ и медиа-эксперты. Общественный совет выполняет функции надзора за деятельностью Министерства. Среди осуществленных проектов Министерства -: выпуск социальной рекламы о вынужденных переселенцах из Донецка и Луганска, создание сайта «Иноформационное войско» благодаря которому, любой житель Украины с доступом в Интернет может поделиться с самой широкой аудиторией разнообразной информацией. [8] Так же данная организация выполняет важную роль коммуникации между правительством и населением страны.

Министерство культуры Украины также играет значительную роль в продвижении имиджа страны в международном сообществе. По инициативе Минкульта 31 марта 2015 года был создан Украинский Институт Тараса Шевченко, который является общественной, некоммерческой организацией. [9] Его цель — формирование позитивного образа Украины в мире и распространение информации о культурной, научной, общественной жизни Украины, её культурном наследии и истории. Концепция Института была разработана Украинским центром культурных исследований с учетом опыта Польши, Германии, Великобритании и других стран, которые имеют авторитетные центры по продвижению национальной культуры в мире. Ученые, представители государственных структур — авторы концепции, пришли к выводу, что оптимальный подход для продвижения имиджа Украины заключается в объединении усилий государства, бизнеса, культурной и научной общественности не только собственной страны, но и стран партнеров. Согласно концепции, разработанной в институте, будут созданы электронные библиотеки и базы данных для популяризации украинской культуры. Сегодня институт стремится наладить отношения с интеллектуальной и культурной элитой Европы.

Также на Институт возложена реализация грантовых конкурсных программ, цель которых — продвижение и популяризация украинской культуры в европейских культурных проектах. Кроме того, планируется, что Институт будет проводить просветительские мероприятия, создавать фильмы и другую аудиовизуальную продукцию, популяризирующую украинскую культуру и искусство за рубежом, а также проводить просветительские акции.

Кроме государственных структур, вопросами имиджевой политики сегодня занимаются и общественные организации. В сентябре 2014 по инициативе певицы Русланы Лыжичко была создана еще одна молодая, но, безусловно, перспективная организация по продвижению украинской культуры — Агентство Имиджа Украины (АИУ), которая появилась в результате событий на Майдане в 2014 г. («Ночной Дозор Майдана» и ОО «Euromaidan PR»). Известная украинская певица и общественный деятель Руслана, объединила в Агентстве амбициозные и независимые проекты, которые осуществляются специалистами по коммуникационным технологиям, аналитиками, продюсерами, экспертами. Агентством была проведена системная работа по анализу, формированию и продвижению имиджа Украины. Агентство совместно с командой «Razom for Ukraine», впервые создало уникальный инструмент мониторинга имиджа страны. Также было реализовано значительное число проектов по продвижению украинской культуры и искусства за рубежом, таких как проект «Пишаємось» популярных молодых и талантливых украинских художников. Значительный резонанс получил также проект «Ambassador talks» — (А -talks). A-talks, который подготовили Агентство Имиджа Украины и политико-дипломатического клуба «Ambassador», а также институт международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Данный проект нацелен, прежде всего, на молодежную аудиторию. Он включает серию лекций-дискуссий, подготовленных известными исследователями и специалистами-практиками в сфере политики и международных отношений. Мероприятия позволят участникам по-новому взглянуть на современный мир и политические процессы, происходящие в нем. [10]

Формирование имиджа Украины — глобальная задача, которая сегодня только получает последовательное осмысление на государственном и общественном уровне. В стране уже созданы многочисленные институты, занимающиеся вопросами мониторинга формирования и продвижения имиджа страны в международном сообществе. Можно отменить, что имиджевая политика страны выстраивается на основе опыта зарубежных стран, с учетом собственного не всегда успешного опыта при участии государства и общественных организаций. Сегодня имиджевая политика получила свое документальное оформление. В конце ноября 2014 5 партийных фракций, представители «Блока Петра Порошенко», «Народного фронта», Радикальной партии Олега Ляшко, «Самопомощи» и «Батькивщины», подписали коалиционное соглашение в котором большое внимание уделяется вопросам формирования построения и продвижения положительного имиджа Украины в международном сообществе. В данной коалиции рассмотрены способы реформировании различных секторов управления нацеленные на продвижение позитивного образа страны на международном уровне. [11] Все эти инициативы относится к позитивным аспектам.

Однако, следует отметить и проблемы, которые влияют на продвижение положительного имиджа Украины в мире. Прежде всего, это вопросы финансирования. Динамика расходов Украины на улучшение своего имиджа выглядит так: 2009 гг. — средства не выделены, 2010 г. — 10 мил. грн., в 2011 г. — 8 млн грн., 2012 — 15 млн грн., 2013г. — 8 мил. грн., 2014 г.. — 10 млн грн., 2015г. — 20 млн грн. Отметим, что Россия в прошлом году только на свой телеканал Russia Today потратила 420 млн долл. США. [12]

Кроме того, следует отметить и несогласованность действий различных государственных и общественных структур, непродуманность организации различный инициатив, плохую подготовку различных мероприятий.

В любом случае сегодня говорить о результатах имиджевой политики еще рано. Хотя подходы и формы работы различных организаций, безусловно, заслуживают внимания.

Список источников и литературы

1. Качинская Н. А. Законодательные основы имиджевой политики Украины [Тезисы] / Надежда Александровна Качинская // Тезисы докладов Х Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов 7—9 апреля 2010 года. — Том. 2. — Киев: «НАУ-печать», 2010.

2. МИД Украины // Проект Концепции Государственной программы формирования позитивного международного имиджа Украины на 2007—2010 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mfa.gov.ua/mfa/ua/publication/content/ 6652.htm.

3. Приказ №677 от 2003. Федеральная служба государственной статистики (РОССТАТ). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vnesh-t/exp_uslug/doc/prikaz-667.pdf (дата обращения:17.12.15)

4. Всемирная выставка ЭКСПО-2010 в Шанхае. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/events/expo2010/

5. Lifeglobe// Об Украине- зарубежное ЭКСПО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lifeglobe.net/130929-ukrainskij-bjudzhet-predusmatrivaet-1-milliona-griven-na-uchastie-v-vystavke-ekspo-2010.html

6. Международный выставочный центр Украины. Форум по улучшению имиджа Украины. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iec-expo.com.ua/

7. Политрада /Биография Стець Ю. А. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://politrada.com/dossier/Yurij-Yaroslavovich-Stec/

8. Информационное войско Украины [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://3.i-army.org/

9. Министерство Культуры Украины/ Мінкультури ініціює створення українського інституту для просування української культури в світі. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mincult.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=244921974&cat_id=244913751

10. Агентство Имиджа Украины. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.imagency.org.ua/#history

11. Коалиционное соглашение от 21 ноября 2014г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://samopomich.ua/wp-content/uploads/2014/11/Koaliciyna_uhoda_parafovana_20.11. pdf

12. Министерство финансов. Выполнение государственного бюджета Украины. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://index.minfin.com.ua/budget/

Внешняя культурная политика, Человек в международном информационном обмене