Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Роль Голливуда в публичной дипломатии США

Аннотация. В данной статье предпринята попытка рассмотреть возрастающую роль, с которой голливудский кинематограф выступает в качестве мощного инструмента публичной дипломатии со всеми своими культурологическими и политическими составляющими. Особое внимание уделяется рассмотрению ключевых аспектов применения «мягкой силы» и концептуальных основ «новой публичной дипломатии» США, определению роли культурного фактора во внешней политике США. Ключевым аспектом статьи является изучение кинематографа Голливуда в системе неофициальной культурной политики США: влияние политического фактора на американскую кинопродукцию и концептуальную основу, идейные и ценностные ориентиры голливудского кинематографа, отражение американских ценностей в кинопродукции Голливуда.

Ключевые слова: публичная дипломатия США, «мягкая сила», кинематограф Голливуда , культурная дипломатия.

Abstract. This article attempts to consider role of Hollywood with all its political and cultural components in Public Diplomacy of the USA. The article particularly focuses on key aspects of the ‘soft power’ in use and cultural factor in foreign policy of the USA. The author concentrates on examination of Hollywood in the system of non-official cultural policy: influence of political factor on Hollywood motion picture production; reflection of American values in Hollywood films.

Keywords: Public Diplomacy of the USA, ‘soft power’, Motion Picture Industry, Hollywood, Cultural Diplomacy.

Вступив во второе тысячелетие , мировая система почувствовала на себе веяния нового времени. Стремительно развивающиеся глобализационные процессы кардинально меняют существовавшую ранее экономическую, политическую, социальную конъюнктуру международных отношений. Новый глобализационно-информационный характер современных реалий требует от государств, претендующих на активную роль в моделировании миро-политических процессов, принципиально новых методов борьбы за звание глобального лидера.

В этой связи, вышедшая в свет на пороге новой эры работа американского политолога Джозефа Ная «Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике» стала своеобразной инструкцией успешной политической стратегии в контексте изменившихся реалий, где автор отразил идею возрастающей значимости «мягкой силы» в мировой политике.

«Мягкая сила» — это понуждение других хотеть результатов, которые вы хотели бы получить». Однако это «не то же самое, что воздействие или влияние, «мягкая сила» — больше, чем просто убеждение, уговаривание или способность подвигнуть сделать что-либо при помощи аргументов, хотя все это является важными элементами этой силы. «Мягкая сила» — это также способность привлекать, и привлечение часто ведет к взаимопониманию. Проще говоря, в поведенческих понятиях, «мягкая сила» — это привлекательная сила». [5, с. 30].

Одним из ключевых компонентов «мягкой силы» является культура. Сегодня, роль культурного фактора в системе публичной дипломатии наиболее ощутима, приобретая функции эффективного инструмента продвижения национальных интересов того или иного государства.

Одним из первых мировых лидеров, осознавших уникальные возможности культуры , как элемента «мягкой силы» стали США. Еще с прошлого века Америка успешно распространяет массовую культуру , глобализация придала этому процессу планетарный характер. В рамках настоящей работы основное внимание мы сконцентрируем на рассмотрении кинематографа Голливуда, как неотъемлемого компонента неофициальной культурной политики США.

Таким образом, актуальность исследования определяется возрастающей ролью, с которой голливудский кинематограф выступает в качестве мощного инструмента публичной дипломатии со всеми своими культурологическими и политическими составляющими, а также в системе международных отношений и внешней политики.

Сегодня фактор культуры как составляющей «мягкой силы» в мировой политике стал предметом активного изучения, как в зарубежных, так и в российских работах. Тем, не менее, стоит отметить недостаточное количество фундаментальных трудов и исследований, затрагивающих ключевые аспекты этой многогранной проблемы.

В настоящей работе мы использовали широких спектр работ, посвященным изучению как общим вопросам так и специфическим особенностям предмета работы.

Основными источниками для нас стали доклады государственных структур США, среди которых: доклад государственной Комиссии по публичной дипломатии 2005 года[9], доклад Центрального Разведывательного Управления[12], доклады исследовательских центров [13].

При анализе концепции мультикультурализма в американском кино была использована система рейтингов Американской киноассоциации. Текст взят с официального сайта киноассоциации. [14]

Важными для раскрытия темы дипломной работы и понимания анализируемых проблем были труды российских и зарубежных специалистов.

Опорой нашего исследования стала монография Георгия Филимонова «Мягкая сила культурной дипломатии США». [8] Автор проводит подробный анализ культурной дипломатии Америки: дает историографичесикй обзор развития публичной дипломатии США, рассматривает основные институты и механизмы неофициальной политики США , также , что является важным для нашей работы Георгий Филимонов посвящает главу анализу неофициальной внешней культурной политики Соединенных Штатов Америки, неотъемлемой частью которой является кинематограф Голливуда.

Теоритической основой исследования послужила работа американского политолога Джозефа Ная «Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике»,[5] где автор где анализирует институты публичной дипломатии США и доказывает превосходство «мягкой силы» над официальной политикой США. Эта идея нашла продолжение в работе не менее известного политолога Збигнева Бжезинского[2], который анализировал причины успеха США и превосходства перед другими странами, в частности причины победы над СССР.

Особый интерес для нас представила работа кандидата политических наук, М. Г. Рыбаковой , где проводится подробный анализ роли массовой культуры в формировании политического имиджа США. [6]

Также Диссертация кандидата политических наук Ольги Манжулиной, в которой она исследует публичную дипломатию и роль телевидения и кино в ней;[4]

работа кандида культурологии А. В. Трепаковой, где исследуется отражение национальных ценностей в кинематографе Голливуда. [7]

Отметим, что в связи с новизной представленной темы, ключевыми для нас стали публикации и аналитические статьи последних лет.

Изучение вопроса культурного фактора «мягкой силы» только набирает обороты в научной среде. Существующие исследования апеллируют к рассмотрению общих тенденций в неофициальной культурной политики США, лишь поверхностно касаясь отдельных элементов. В связи с этим, акцент на конкретном рассмотрении кинематографа Голливуда, как неотъемлемого компонента «мягкой силы» и определяет новизну данной работы.

Кроме того, новизна настоящей работы выражается в междисциплинарном подходе к изучению роли Голливуда в контексте изменения мирополитических процессов. Специфические особенности изучаемого предмета обусловили его рассмотрение в различных научных плоскостях: от области международных отношений и мировой политики и экономики до аспектов психологии, социологии и культурологии.

На рубеже веков в контексте стремительно развивающихся глобализационно-информационных процессов, современная международная система почувствовала на себе возросшую роль гибких факторов и влияние инструментов «мягкой силы» в моделировании современных реалий. В связи с этим, неофициальная культурная политика США представляет для нас особый интерес, являясь ярким примером реализации концепции «мягкой силы».

В настоящей работе мы сконцентрировали свое внимание на роли кинематографа Голливуда, как одном из самых успешных механизмов публичной дипломатии США.

Для достижения поставленной цели, в ходе исследования мы стремились решить принципиально важные для настоящей работы задачи.

Во-первых, мы коснулись теоритических аспектов концептуальной основы «новой публичной дипломатии».

Публичная дипломатия всегда была очень практически ориентированной сферой, которой в значительной степени не хватало теоретического обоснования. Появление концепции «мягкой силы» сблизило публичную дипломатию с теорией международных отношений, а резкое повышение внимания к ней после трагедии 11 сентября привнесли в публичную дипломатию подходы из маркетинга, теории коммуникации и военной психологической борьбы. Дальнейшее развитие теории публичной дипломатии происходило в сторону постепенного смещения фокуса от тактических мер к стратегической коммуникации и осмыслении всей системы информационного взаимодействия в современном мире. Анализ эволюции информационно-технологического и мирополитического контекстов привел исследователей к формулированию концепции новой публичной дипломатии — многоакторной сфере взаимодействия с применением современных технологий в информационных и политических сетях с целью становления взаимного доверия. На сегодняшний день эта концепция доминирует в академическом сообществе и принята на вооружение в государствах-лидерах в сфере публичной дипломатии.

В рамках настоящей работы мы сузили рассмотрение «новой публичной дипломатии» до ее культурной составляющей.

Культура и межкультурный обмен всегда играли значимую роль в системе международных отношений, начиная со времен Ренессанса страны Европы использовали и распространяли свою культуру в качестве эффективного инструмента продвижения торговой деятельности и политического влияния. межкультурная коммуникация всегда играла и продолжает играть заметную роль в международной политике.

На сегодняшний день важность культурного фактора подчеркивается как на межгосударственном уровне, так и на национальном. Так, конференция ЮНЕСКО в Ханьчжоу 2013 года прошла под девизом: «Культура: ключ к устойчивому развитию». [3]

Государства стремятся вывести культурную политику на ключевые позиции, осознавая, что распространение и популяризация своей культуры за государственные границы способствует формированию имиджа страны и становится действенным инструментом внешней политики.

Внешняя культурная политика при ее успешной реализации является одним из китов «мягкой силы» поддерживающий имидж глобального лидера, способствующим осуществлению стратегии государства по защите благоприятного имиджа страны в мире и влиянию на внешние экономические , социальные и политические процессы в мире.

США, являясь главный производителем массовой культуры в современном мире, начали активно действовать в сфере культурной политики уже после Второй Мировой войны, осознавая уникальную возможность массовой культуры в борьбе «за сердца и умы людей» по всему миру. Со второй половины ХХ столетия американская культура как «неофициальный» идеологический инструмент внешней политики американского правительства получило успешное распространение на всех уровнях, умело используя все прелести научно-технического прогресса.

Влияние американской культуры ощущается в каждом уголке планеты. Её воздействие зачастую более явно и ощутимо на бытовом уровне, нежели влияние иных факторов политического, экономического, военного плана, т.е. «жесткой силы». При умелом сочетании указанные инструменты с одной стороны «мягкой», а с другой «жесткой» силы образуют «умную силу». (smartpower) [11, c.7], цель которой гибкое использование сил в зависимости от контекста для защиты национальных интересов и сохранения лидирующей позиции в мире.

Далее в нашей работе мы непосредственно перешли к рассмотрению кинематографа Голливуда в системе неофициальной культурной политики.

Оценивая влияние политического фактора на кинематограф США, мы рассмотрели, взаимодействие Голливуда и Вашингтона, на примере кинокартин последних лет и главных церемониях кинонаград 2012 года, а также реализацию ‘deep politics’ государственных структур США , включая участие в непосредственном кинопроизводстве.

Мы пришли к выводам, что магическая сила кинематографа была замечена политическими структурами еще с момента первых кинотеатров.

Достаточно вспомнить доклад Госдепа США 1948, в котором отмечалось, что «американские фильмы являются послами доброй воли», которые ни цента не стоят американским налогоплательщикам. Они объясняют американский стиль жизни всем народам мира, что бесценно с политической, культурной и коммерческой точек зрения». Подобные подходы США практиковали и в последующие десятилетия.

Белый Дом и государственные службы стремятся использовать столь мощную силу в своих политических интересах, проникая в творческий процесс различными путями. Стоит отметить, что в свободной демократической стране нецелесообразно говорить о каком-либо спецзаказе государства и принудительном ограничении творческой свободы. Кинематограф спокойно существует под защитой первой поправки к Конституции США. [10] Вербовка Голливуда на государственную службу вполне добровольна: милитирализация и политизация кинематографа объясняется прагматичной заинтересованности кинобизнеса.

Далее в ходе исследования наше внимание было акцентированно на причинах успеха голливудской продукции в мире. Глобализация экономических процессов, распространяя по всему миру потребительские стандарты влечет за собой глобализацию культурного продукта. Кинематограф Голливуда очень быстро адаптировался к современным реалиям. Киноиндустрия фабрики грез на протяжении практически всей истории мирового кинематографа оставляла своих конкурентов далеко позади. На сегодняшний день, Голливуд является безусловным лидером по производству фильмов, распространив свое влияние далеко за пределы национальных кинотеатров. Киноиндустрия является одной из важнейших отраслей экономики США, предоставляющей около 2,5 миллионов рабочих мест и являющейся второй по величине прибыли от экспорта, заработав в 2012 году 10,8 миллиардов долларов.

Здесь стоит упомянуть ряд ключевых факторов, способствующих успеху Голливуда:

Во–первых, глобализационные процессы способствовали успеху Америки в продвижении своей кинопродукции. Кинематограф Голливуда быстро усвоил новейшие технологии и инновационные достижения научно-технического прогресса, приучив зрителя к качественно новому звуку и цифровому изображению и погрузив в уникальный мир трехмерного измерения.

Во-вторых, это система кинозвезд, которые стали успешной рекламой бренда «Америка», чему также способствовали глобализационные процессы: с развитием социальных сетей, мы получили уникальный доступ к личной жизни любимых селебритис.

Третьим важным сопутствующим элементов в продвижении Голливудом массовой культуры является мерчандайзинг. Голливуд — это не только производство фильмов, но и конвейерный поток производства сопутствующей продукции: сувениры, одежда, продукты и др

Важным также является примитивизация кинофильмов: яркие картинки с простым сюжетом и постоянным экшн в кадре стали тем универсальным продуктом, который воспринимается совершенно разными людьми из всех частей света. Голливуду удалось найти формулу успеха : в «глобальной деревне» нужно быть проще, ближе к массовому потребителю.

Возможно, секрет успеха кроется в том, что Америка давно стала прототипом современной модели мира «глобальной деревни», реализуя политику мультикультурализма. Страна «плавительного котла», позднее «микс-салата», собрала представителей всех национальностей, объединенных единым стремлением добиться «американской мечты».

Подводя итоги, признаем, что Голливуд на современном этапе представляет собой совершенно отлаженную систему бизнеса. Можно говорить о снижении уровня культурного продукта, однако, нельзя отрицать уникальную способность Голливуда адаптироваться к реалиям глобализационных процессов, успешно продвигая на мировой рынок не только кинопродукцию, но и бренд «Америка», с ее образом жизни.

В связи с этим мы решили проанализировать, какие именно идеи и национальные ценности нашли свое отражение в кинематографе Голливуда, в особенности картинах, получивших большой успех во всем мире, тем самым продвигая американскую идею и способствуя ассимиляции американского образа мыслей в мировом масштабе.

В центре нашего внимания оказались такие ценности, как свобода, равенство возможностей , индивидуализм, состязательный дух и др.

Подводя итоги, отметим, что Американские фильмы отличаются уникальным органичным соединением сущности американского духа и товарной обложки: под броской аудио-визуальной мишурой скрываются американские ценности. Кинематограф Голливуда , с одной стороны, является мощным двигателем экономики США, вместе с тем важнейшим инструментов продвижения американского культурного продукта. Выпуская в мировой прокат очередной мегаблокбастер, Голливуд продает в комплекте американскую систему ценностей, создавая культурную экосистему, благоприятную для распространения национальных интересов США.

В подтверждение наших слов, приведем доклад государственной Комиссии по публичной дипломатии 2005 года: «Американское искусство, музыка, кино и литература продолжают оказывать воздействие на жителей иностранных государств, вне зависимости от их политических воззрений. Культурная дипломатия демонстрирует наши ценности и борется со стереотипами, гласящими, что американцы поверхностны, агрессивны и безбожны». [12]

Нередко между терминами «глобализация» и «американизация» ставят знак тождества: в то время как остальные страны растерялись в темпе происходящих изменений, вполне справедливо признать способность США подстроиться и управлять современными процессами в «глобальной деревне».

Культурная экспансия США использует рычаги как официальной, так и неофициальной политики. Стоит отметить, что наряду с привычным механизмом государственного регулирования культурной сферы, значительный вклад в успех США на мировой арене привносит неофициальная культурная политика [1, c.115]

Одним из главных компонентов неофициальной культурной политики Голливуда является кинематограф Голливуда.

Голливуд можно смело назвать рекламным отделом США. Обладая большим опытом маркетинга и продвижения своих хитов за границу, кинопроизводители создали, пожалуй, главный бренд — «Америка» и успешно продают его во всех частях земного шара. Массовый развлекательный аппарат Голливуда наряду с блокбастерами экспортирует американский образ жизни и американские ценности.

Список источников и литературы:

  1. Архипова М. Взаимодействие официальной и неофициальной дипломатии .М., 2007 .

  2. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2000.

  3. Доклад Исполнительного совета о своей деятельности и выполнении программы. Париж, 2013. [Электронный ресурс]..

  4. Манжулина О.А. Публичная дипломатия США. СПб., 2005.

  5. Най Дж. Гибкая власть : как добиться успеха в мировой политике. М., 2006.

  6. Рыбакова М. Г. Массовая культура и ее влияние на политический имидж государства :На примере США. СПб, 2006

  7. Трепакова А. В. Современное кино в социально-культурном аспекте. Спб, 2003

  8. Филимонов Г. “Мягкая сила” культурной дипломатии США. М.: Изд-во Российского Университета дружбы народов, 2010

  9. 2005 Report of the Advisory Commission on Public Diplomacy. Washington,2005. <http://www.state.gov/pdcommission/reports/55903.htm> Accessed 6.09.2014.

  10. Constitution of the United States — Ammendment I: freedom of religion, press and expression 1791 <http://www.usconstitution.net/const.html> Accessed 6.09.2014.

  11. Nye J. Smart power // New Perspectives Quaterly, 2009, Vol.26, Issue 2, P.7-9; Nye J. Get Smart // Foreign Affairs, July/August, 2009.

  12. Report of PewGlobalorg: Global unease with Major World Powers. Washington,2007. <http://www.pewglobal.org/2007/06/27/global-unease-with-major-world-powers/> Accessed 6.09.2014.

  13. Task Force Report on Greater CIA Openness. 1991. <https://www.cia.gov> Accessed 6.09.2014.

  14. What Each Rating Means :MPAA <http://www.mpaa.org/ratings/what-each-rating-means> Accessed 6.09.2014.

Внешняя культурная политика